Установка велокомпьютера

Судя по поисковым запросам, количество желающих узнать как устанавливать велокомпьютер довольно велико. Поэтому я решил написать исчерпывающую инструкцию по установке велокомпьютера на велосипед.

Установить велокомпьютер не сложно и эта задача под силу даже тупорылому гопнику. Даже инструмент, как правило, не потребуется. Для начала определимся с местом установки компьютера. Первым же делом в глаза бросается вынос — стоит посредине, словно создан для того, чтобы на него влепили компьютер. Но это, надо сказать, не самая удачная идея. У стандартного велокомпа куча разных дополнительных функций которые тоже хочется наблюдать, но для этого нужно переключать режимы, а нажимать кнопочку на велокомпе который стоит посреди руля совершенно неудобно, особенно на ухабистой местности. Поэтому крепим велокомп прям вплотную к грипсе (рукоятке). У меня он встал в аккурат под триггерную манетку. Ничуть не мешает и можно жать кнопочки не отпуская руля.
Сразу же решается проблема защиты провода — он тупо приматывается изолентой к тросику тормоза идущего от грипсы к переднему колесу.


 Размер  шиныДлина
окружн.
 700с x 38mm 2180
 700с x 35mm 2168
 700с x 32mm 2155
 700с x 30mm 2145
 700с x 28mm 2136
 700с x 25mm 2124
 700с x 23mm 2105
 700с x 20mm 2074
 700с камерная 2130
  26″ x 1.75″ 2035
  26″ x 1.25″ 1953
  24″ x 1.9″ 1916
  650c x 23mm 1990 
  16″ x 2.0″ 1253
  16″ x 1.5″ 1206
  650c x 20mm 1945 
 16″ x 1.95″ 1257
   27″ x 1-1/4″ 2161
   27″ x 1-1/8″ 2155
   26″ x 2.3″ 2135
   26″ x 2.25″ 2115
   26″ x 2.1″ 2095
   26″ x 2.0″ 2074
   26″ x 1.9″ 2055
   26″ x 1.5″ 1985
   26″ x 1.0″ 1913
   20″ x 1-1/4″ 1618
Установка датчика
Датчик велокомпьютера устанавливается на ногу вилки с любой удобной стороны. Я поставил с правой. У Vetta RT33 крепление посредством монтажных хомутиков, что на мой взгляд очень даже круто. Т.к. эти хомуты практически невозможно порвать, они легко заменяются. Датчик крепко притягивается к трубе вилки с внутренней стороны. Затягивать нужно изо всех сил, т.к. если от тряски он сползет, то компьютер перестанет работать. Поскольку спицы идут не параллельно вилке, то крепление датчика будет где то в районе оси, оптимальное место на пару сантиметров дальше перекрестья спиц, чтобы магнитик стоял прям напротив датчика и упирался своим туловищем в скрещённые спицы — тогда его не будет сдвигать центробежной силой.

Установка магнита
Магнит крепится на спицу чем ближе к датчику тем лучше. У меня расстояние от магнита до датчика порядка 2мм. Затягивать магнит надо крепко, но не чрезмерно. Т.к. там резьба разрезана пазом под спицу, то от сильного затяга она может сломаться или получить напряжение, а потом от удара соскочить в неизвестном направлении. Я так после затяжки паз загадил силиконовым герметиком. Если винт и выкрутится, то магнит точно не потеряется. Правильность установки проверяется просто — достаточно поднять колесо и крутануть. Через пару оборотов колеса комп должен показать скорость. Не показал — ловите дальше.

Крепеж провода
От правильного монтажа провода зависит надежность работы велокомпьютера. Для начала можно прихватить провод стяжками с внутренней стороны вилки интервалом в двадцать сантиметров. Почему с внутренней? Да все просто, если он будет с внешней, то всякие ветки и прочие препятствия могут запросто оборвать провод. Поверх провода можно наклеить полосу скотча, чтобы намертво приделать провод к вилке, тогда он не будет вообще шевелиться.

В районе короны провод надежно приматывается изолентой к тормозному тросику по которому доходит до велокомпа. При таком креплении, чтобы повредить провод надо сильно постараться, так как снизу он защищен вилкой, а сверху мощной рубашкой тормозного троса.

Настройка велокомпьютера

Крепление возле грипсы
Крепление возле грипсы
Провод прячется за вилку
Провод прячется за вилку
А потом приматывается изолентой
А потом приматывается изолентой
Казалось бы что там настраивать? Ан нет, есть парочка моментов. В любом велокомпьютере должна быть настройка на размер колеса. В худшем случае можно выбрать один из стандартных размеров обода и покрышки, в идеальном случае велокомп предложит ввести длину окружности колеса в миллиметрах. Велокомпьютер считает обороты колеса, умножая их на длину окружности покрышки, поэтому вводить надо именно её, а не окружность по которой вращается магнитик. Обычно таблица длин окружности относительно колеса и покрышки написана в инструкции к велокомпьютеру. Если её нет, то окружность можно померить рулеткой или портновским сантиметром. На всякий случай я привожу данную таблицу тут. Также любой нормальный велокомпьютер предлагает ввести начальный километраж. Если это новый комп, то оставь там нули, а если ты лишь менял батарейку или уже наездил несколько сотен километров то можно вбить туда накатанное.
Еще в некоторых велокомпах есть технический километраж. Например в моей Vetta RT33 он обозначается гаечным ключом. Если туда вбить, например, 100 километров, то каждые 100 километров будет загораться гаечный ключ. Напоминая, например, что нужно смазать цепь или провести техобслуживание вилки.

Возможные неисправности
Если велокомпьютер вдруг перестал работать, то в первую очередь надо проверить сам велокомпьютер. Для этого нужно ритмично позамыкать любым металлическим предметом контактные пластинки на его корпусе — должна показаться какая нибудь скорость.

Если сам велокомп исправен, то проверяется провод и датчик. Для этого берется обычный тестер, ставится на прозвонку и подключается к выводам на панельке. После чего мощный магнит подносится к датчику. Если все исправно, то тестер запищит. Если нет, то надо искать обрыв провода. Скорей всего он будет там где часто гнётся, обычно это в районе амортизатора вилки. Пробитый провод легко прозвонить если втыкать сквозь изоляцию тонкие иголочки и прозванивать его по кускам. Есть еще один способ найти обрыв, но он более грубый и рискованный. Когда у меня оборвался провод я просто взял его за концы (ни в коем случае нельзя брать за датчик и панельку!) и сильно, но осторожно потянул. Там где был обрыв провод порвался надвое :). Оборванный провод нужно зачистить и скрутить жилка с жилкой, желательно даже пропаять, а затем заизолировать их отдельно друг от друга и потом туго смотать вместе.

Если и комп исправен и датчик с проводом целые, то возможно плохой контакт у компа с панелькой. Нужно протереть контакты грубым ластиком, а затем промыть ацетоном или спиртом.

Второй тип неисправностей это когда велокомпьютер начинает врать — завышать или занижать скорость. Тут скорей всего сбилось положение датчика и магнита. Если магнит чуть отдаляется от датчика, то пролетая мимо датчика он вызывает не одно четкое и уверенное срабатывание, а частый дребезг, который компьютер может интерпретировать как очень большую скорость (мне однажды комп выдал скорость 98 км/ч когда я еле катился) или же срабатывать через раз, что вызывает сильное занижение реальной скорости.

Один раз у меня вообще был странный глюк. Когда я катил вел возле себя, то скорость показывалась правильно, но стоило мне сесть на велосипед и поехать, как велокомп переставал показывать скорость вообще. Прозвонка датчика показала, что он исправен. Провод тоже звонился. Проблема оказалась тривиальной — провод надломился внутри, но не до конца. А когда я садился на велосипед, то вилка продавливалась, тросы чуток изгибались и контакт в проводе, который был примотан к тросу, нарушался.

На этом вроде бы все. Если возникнут вопросы — велкам в комменты.

Читайте также про переделку велокомпютера Vetta RT33 в RT77+подсветка
И про модернизацию велокомпьютера BBB BCP 01 до BBB BCP 03

UPD:
Если материалы данной статьи Вам помогли, то может пропиарите статью где нибудь у себя на форуме. Вам пустячок, а мне приятно. :))))

Запись опубликована в рубрике Велосипедное с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

43 комментария: Установка велокомпьютера

  1. Caesar говорит:

    если тормоза дисковые, то геркон и магнит надо крепить справа. Слева может оказаться просто слишком большое для срабатывания геркона расстояние даже если крмпить вплотную к диску.

  2. Erste говорит:

    Это коммент. Его можно удалить, можно отредактировать, у тебя уже шестьдесят два читателя через фидопрожигатель и я бухлобухло.

  3. ScuLLy говорит:

    Место крепления около манетки хреновое. При подвешивании вела в электричке, переворачивании или полете через руль, на комп придется удар. Лучше ставить на райзере ближе к выносу, тада комп не будет касаться земли при переворачивании байка.
    Вышесказанное относится к райзеру при отсутствии рогов на руле.

  4. Helen говорит:

    Сегодня (уже вчера) купили велокомпьютер. Перерыла пол-инета — ничего толкового нет! Спасибо за эту статью — все предельно просто с Вами!!! Теперь можно и спать идти, давно опаздываю…

  5. Nik говорит:

    Спасибо. Кратко. Практично. Доступно.

  6. jump говорит:

    Насчёт выноса, установить на вынос руля wireless комп не удастся, у него приёмник на 5 см вниз смотрит, я про VETTA V100, сча устанавливаю.

  7. Skokov Ilja говорит:

    Вот, что самое интересное при установке:
    Велокомпьютер считает обороты колеса, умножая их на длину окружности покрышки, поэтому вводить надо именно её, а не окружность по которой вращается магнитик.

  8. Fox говорит:

    Ребята, а вот такой вопрос…
    Меня смущает тот момент, что датчит
    можно двигать по вилке вверх/вниз
    (соответственно ему и магнит) и,
    насколько я помню физику, показания
    должны быть разные в случаях «близко к
    ободу» или «близко в втулке» показания
    должны быть разные… В инструкции написано
    ставить используя настроечный колпачёк по метке,
    но у меня при такой установке магнит
    примерно на середине спицы.
    Правильно ли это?

  9. Fox говорит:

    Пардон за глупость!
    Понял, что он считает обороты колеса
    и где поставить — без разницы.
    Вопрос снимается.

  10. Валера говорит:

    В таблице кодировок колес не хватает несколько типоразмеров:
    Так например — 700*40с дл.окружности — 2224

  11. Сергей говорит:

    У меня обнаружилась проблема из последнего абзаца статьи: при маленькой скорости и (!) на гладеньком шоссе на 30 км/ч девайс работает, а вот на обычной грунтовке (при движении со средней скоростью)- ну ни в какую. Перерыл пол интернета и уже отчаялся. В чём проблема — не понятно. Да, велокомпьютер беспроводной.

    • DI HALT говорит:

      Судя по характеру — гдето отстутсвует контакт. Может в батарейке передатчика, может в самом велокомпе. Выстави магнит по новой. Что еще может быть?

      Самое мерзкое что может случится — отвал микросхемы от тряски. Лечится только разборкой и пропайкой, возможно понадобится паяльный фен. Но вероятность этого мала.

      • Сергей говорит:

        Поменял место расположения датчика с магнитом с левой стороны на правую, сам комп слева на право и обратно. Все в разных комбинациях. Ничего не помогло. Попробую посмотреть контакты в датчике. Если не спасёт, поеду в магазин :(
        Спасибо за советы

        • DI HALT говорит:

          Слева направо менять толку нет. Еще проверь близость магнита от датчика. Может он слишком далеко и не на каждой дороге срабатывает.

          • Сергей говорит:

            После обращения к продавцам выяснилось, что Всё очень просто. Недели мучений можно было избежать если… поменять батарейки на сенсоре и в самом компе. Так что могу дать совет покупателям, в данном случае, беспроводных велокопьютеров: не поскупитесь и замените батарейки тут же в магазине. 50 р. за 2 ни в какое сравнение не идут с временем, потраченным на выяснение причин.

  12. D@G говорит:

    У меня Обода: double-wall 36H Покрышки: 26×2.35…
    1. В таблице нет данных((
    2. На компе можно выбрать только дюймы((
    Вопрос: на сколько будет врать спидометр?

    • DI HALT говорит:

      А взять рулетку и померить длину окружности колеса, перевести на калькуляторе в дюймы и вбить в комп религия не позволяет?

      Врать будет… короче сравни разницу между тем что есть на самом деле и то что вбиваешь. Считай эта разница у тебя будет на каждом обороте колеса. ПОсчитай сколько в километре оборотов колеса умножь на разницу. Вот тебе и погрешность.

  13. D@G говорит:

    Ни хрена я не понял….на компе можно выбрать либо 26″ либо 27″….Но для 26″ куча окружностей, в зависимости от размера резины..Какую же окружность они имеют ввиду(китайцы)? Незная этого я не могу ни от чего отталкиваться что бы посчитать погрешность. МОжет есть какая-то стандартная окружность для 26″ ?

  14. lashzcore говорит:

    Установка магнита на спицу вызывает небольшую разбалансировку колеса. Я обхожу это диаметрально симметрично установкой второго аналогичного по весу магнита, который так же проходит рядом с датчиком. Длину окружности я выставляю при этом в два раза меньше. Плюсы такого решения: сохраненный баланс колеса, вдвое быстрое отслеживание изменения скорости велокомпом. Минусы — дополнительный вес ещё одного магнита.

  15. irokez говорит:

    у меня фота есть, где такое штукО стоит на мотоцикле :)) куда скинуть? Кста, я на моце больше катаюсь (раритетном) и информативность спидометра сводится к одной с половиной функции :) а хотелось бы как на этой штуке… только экран маловат. Хотелось бы хотя бы скоростные цифири побольше…

  16. drdim говорит:

    А вообще — то ставить на середину магнит и геркон не очень хорошо, так как на больших скоростях магнит будет быстро пролетать возле геркона, так-как скорость углавая будет больше, если датчик находится возле центра ))) У меня стоит геркон на 1/3 радиуса обода колеса к центру.

    З.Ы. И думаю надежнее измерить мягкой рулеткой диаметр колеса, и выбрать тип шины приближенной к этой цифре ))) У меня, например, покрышка не стандартная, поэтому помог только этот способ )))

    • DI HALT говорит:

      Можно поставить и ближе к центру, согласен. Вот только не всегда это может получится. У меня оптимальня дистанция от датчика до магнита именно на середине колеса. Если поставить ближе к центру — магнит не протиснется между датчиком.

  17. MatWay говорит:

    Здравствуйте,я недавно купил Велокомпьютер trelock fc 410 и обнаружил, что при переключении его в иные режимы кроме скорости, экран показывает очень слабо…но при наклоне примерно на 10-15 градусов (относительно горизонта) видно очень четко, сменил батарею, не помогло…(чисто скорость показывает отлично при любом угле обзора)

    • DI HALT говорит:

      Скорей всего криво собран. Т.е. поляризационная пленка на дисплей налеплена неправильно, вот и возникает такой эффект. Либо ошибка в прошивке и при показе других значений контроллер неправильно генерирует импульсы управляющие для стекляхи. Короче, это не лечится.

  18. Wi-Fi говорит:

    спасибо! респект! очень помог!!!!!!! развивайте лучше , больше эту тему! она сейчас актуальна! сезон!

  19. SAS говорит:

    В таблице отсутствует размер 28″ x 1.75″ … (((
    замерил длину окружности, сев на велосипед и проехав один оборот, — получилось аж 2107 мм, что как-то маловато для 28″, по моей таблице 2240

  20. Lexx_k говорит:

    Какой минимальный диаметр колеса можно прописать в велокомпютер? От нуля и выше?
    Хочу поставить такой на детскую коляску (чтоб суммарный пробег знать :) а там диаметр колеса ~ 25 см

  21. vital_63_ говорит:

    Меня тоже немного беспокоила балансировка переднего колеса и я по этой причине установил магнит напротив соска для накачивания, чтобы они компернсировали друг друга. В моем велокомпьтере Longus (модель не помню) значение длины окружности колеса задается тоже в милиметрах. Сначала я ввел его приблизительно по таблице, которая была в инструкции к велокомпу, для своего колеса. После этого проехал по дороге с километровыми знаками ровно один километр между двумя километровыми знаками. Снял показания с компьютера, получилось 1030 метров. И соответственно на 3 процента пропорционально уменьшил длину окружности в настройках компьютера. Теперь вроде бы точно совпавдает с остальными настроенными велокомпами. Но точность установки километровых знаков на дороге меня сильно смущает. А если за опору взять какое то надежное расстояния в несколько километров и, проехав его, внести необходимые корректировки, то в результате велокомпьютер будет настроен довольно точно.

  22. Rumus говорит:

    Сегодня замерял реальный оборот колеса на полу с помощью мела.
    Покрышка 26*2,25.
    Имею два различных значения:
    1.Прокат без седока — 211,5
    2.Прокат со мной в седле — 208
    Первое значение совпадает с данными из Вашей таблицы,но мне кажется что правильнее использовать второе значение (наверное сказался мой вес под сотку).
    Что Вы думаете на эту тему?

Добавить комментарий