Оперативка

Опубликовано 30 Сен 2008 
Рубрики: Электроника
Метки: , ,

Роясь в закромах, нашел одну интересную вещь - планку оперативной памяти. Ну да, скажете вы, удивил. Оперативка сейчас почти у каждого есть, только открой крышку системного блока и наслаждайся зрелищем. Да вот нифига, это не простая оперативка, а самая антикварная. Всего на один килобайт, стоявшая на самых первых ламповых, а позже первых транзисторных компьютерах. И сделана она была не на микросхемах и транзисторах, а на ферромагнитных колечках. Подал импульс - колечко намагнитилось. Потом, при считывании, по возмущениям создаваемым магнитным полем вычисляли какое кольцо намагничено, а какое нет. Одно из фишек этой памяти то, что она может довольно длительное время хранить информацию без электричества — несколько суток. Это было полезно, когда компы были на лампах и часто ломались, чтобы не терять результат вычислений, а потом продолжить с этого же места. Вот такой вот хибернейт :) Ниже пара фоток прикольной древности.

Внешний вид. 8 банок по 1024 колечка в каждом - образуют 8х1024 бита или один килобайт.
Внешний вид. 8 банок по 1024 колечка в каждом - образуют 8х1024 бита или один килобайт.
А это один из банков крупным планом. Какой бисер
А это один из банков крупным планом. Какой бисер, а ведь это все вручную собиралось!

З.Ы.
Если будет время попробую к ней подпаяться и заюзать по назначению, будет прикольно! Килобайт на дороге не валяется! :)))

Комментарии

41 комментариев на «Оперативка»


  1. Олег 30 Сен 2008 15:55

    Еще бы не мешало выложить фото в сравнении, ну например рядом положить спичечный коробок.

    DI HALT

    Масштаб… на заднем плане виднеется лист А4 вот плата на нем помещается впритык.

    DI HALT

    каждый банк размером как раз со спичечный коробок. Вот :)


  2. FAndrey 30 Сен 2008 16:11

    Офифигенно, где ты ее раскопал, небось из какого нибудь промкомпа выдрал :)

    DI HALT

    Да не, в технаре, где я когда то работал, в куче хлама нашел.


  3. vrubel 30 Сен 2008 16:16

    Это чего же она в таком качестве? Никак на заводах, вот прямо все, ручками и делали? Круть!

    DI HALT

    Ну так собери штук 300 таких плат, так не так наловчишься :) А монтажницы они ваще красиво работают.

    Tagire

    Помню, у меня сосед в доме, в котором я раньше жил, рассказывал, что она модули памяти, на ламповых компах чинить умела, а в них было дохера разных разных проводочков, что кроме неё никто в области не разбирался в этом.
    Кстати этот сосед на ламповых компах еще электронщиком работал)


  4. Kaktys 30 Сен 2008 16:22

    а “дырки” - это битые биты (хехе :)) ?
    кстати оно под конец полуавтоматически собиралось, колечки вибрацией собирались в углублениях матрицы и потом “прошивались” вращающейся проволочкой.

    DI HALT

    Это злые вирусы, а также криворукие пользователи :)


  5. killerlive 30 Сен 2008 19:24

    Да,вот это система раньше была,реальное ЖЕЛЕЗО!=)))


  6. Garrett 30 Сен 2008 22:18

    DI HALT

    Лепота!


  7. Sublimator 01 Окт 2008 2:05

    Охохохох….
    У меня с ней тяжкие воспоминания связаны.
    Мы такуй память вместе с другом в двоем тащили. Там квадраты этой сетки см 40*40, в 64 слоя. И все это в тяжеленном металлическом корпусе.
    Весило все это кг 50 или больше, и ручки на ней так расположены, что при хотьбе бандура бьет по ногам, охохохохох….. В добавок в рюкзаках были здоровенный электромотор и чертежи какоГо-то эвм, каждый в разложеном виде метра 2 на 5, кусок электронной печатной машинки, и мотки магнитной ленты на металлических бобинах…
    Все это добро выкидывали с корабля “космонавт Виктор Пацаев”, который раньше обслуживал станцию мир.


  8. denlex 01 Окт 2008 19:41

    Супер. раритет.


  9. ssloy 01 Окт 2008 22:42

    Кстати, не надо забывать сказать, что чтение данных разрушает записанную информацию.
    Прочёл инфу - будь любезен положить на место!

    Между прочим, древность, да не очень древняя. До сих пор используется на ленинградской АЭС (хотя и скоро их-таки полностью заменят более новым :) железом).

    http://skisa.org/pics/memory-4096bits.jpg

    DI HALT

    На шаттлах вроде бы стояла (по крайней мере до недавнего времени точно стояла). Как самая надежная и неубиваемая.

    101dcoder

    Вот хоть она трижды неубиваемая, но своим видом она мне доверия не внушает. Она же, как я понял от магнитного импульса очиститься может?

    DI HALT

    Импульс для этого должен быть очень мощным и направленным под определенным углом.


  10. otv 04 Окт 2008 4:36

    А памяти на трансфлюксорах фотки не завалялось ни у кого? Были в ГосСтате немецкие калькуляторы (крупно-настольные) типа “Зоемотрон”, там память была на весьма мелких колечках… Итоги сохранялись железно, для гашения оной клавиша была специальная. Названия без умлаутов и не напечатаешь. Стока всего сменилось и за сравнительно краткий период;)


  11. Nick 08 Окт 2008 2:53

    У меня в сундуке каком-то лежит нераскорпушенная… у нее вроде пока мехповреждений нет, на месте колечки и проволочки :) Забавно было бы заюзать, паропанка ради :)


  12. Ленивец 13 Окт 2008 12:41

    http://w1.siemens.ru/files/docfiles/preview/communication/BILD0633.jpg
    Красота… Других слов нет.


  13. Olega 13 Окт 2008 14:12

    На КТС ЛИУС ( Комплекс Технических Средств Локальных Информационно Управляющих Систем )подобное было - когда то сам с такими штуками возился. И все это работало в конверторном цехе ЧМК!


  14. Д.б. 15 Окт 2008 1:02

    Поражает гений Человека! )))


  15. DeaDCl 15 Окт 2008 20:29

    Это ещё “новьё”! Я в своё время разбирал ячейки памяти (жаль фотографию тогда не сделал(но кто ж знал)) размером примерно как А3 в плане.
    Там каждый модуль представлял собой пластмассовый “почти” кубик со стороной 1см. Почти, потому, что сверху торчала “шляпка” транзистора (типа МП-39 - 40 может 41 точно не помню), а снизу вот эти самые колечки. Только на них было не по одному витку, а больше! А мы делали из них солнечные батареи. :)
    А что касается монтажниц… У нас в городе, на “почтовом ящике”, делали процессоры, уж не знаю для какой цели, но явно для “войны”. Так вот: на пластине 30
    х30 мм. бало размещёно 6 (шесть)полупроводниковых схем, размером 5х5 мм., при этом часть соединений была выполнена жгутом!!! из провода типа ПЭЛ-0.5 или тоньше! Причём соединения к кристаллам выполнялись вручную!!! А вы говорите монтажницы… Вот где супер! (Для тех, кто не в курсе: ПЭЛ-0,5 - это Провод Электрический в Лаковой изляции диаметром 0,5 мм.)

    RS-232C

    это вот такая примерно?
    http://sbn.nsknet.ru/show_pic.php?src=http%3A%2F%2Fsbn.nsknet.ru%2Fshow_pic.php%3Fsname%3D_mod_files%252Fce_images%252Fphotoalbum%252Fgenerated%252Fimg_300×225_pc.jpg%26src%3D___gen%3D1%7Cmod%3Dphotoalbum%7Cid%3D28%7Ctype%3Dpicture%7Clang%3Dru&alt=%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BA%D0%B0&width=300&height=225
    кста, никто не подкинет схемку подключения?

    DI HALT

    Видимо она да. Схема включения там простоая. Импульсы надо ловить при чтении и записи. Чтение операция деструктивная. Это надо учитывать.

    RS-232C

    то есть подали напряжение на строку и столбец и по третьему проводу ждем импульс, если был, то ето единица, если не то ноль?

    DI HALT

    Я сейчас точно не вспомню но примерно так. Суть в чем. Когда мы даем импульс на считывание то если намагниченное кольцо замагничено в сторону совпадающем с импульсом чтения то оно не перемагнитится а значит на читающей линии не будет всплеска. А вот если замагничено в в другую сторону, то шайбочка перемагничивается и наводит при этом ток в сенсорной ветви. Как то так. Погугли. Я находил очень доходчивую статью по работе этой памяти.


  16. Chameleon 13 Ноя 2008 22:38

    красавица!)


  17. razmet 28 Дек 2008 15:33

    Я канешн. может и выебываюсь, но вы видели память на ультразвуковых волнах? Это когда на спиральный волновод даются импульсы информации, а с конца они потом считыватся. Калькуляторы были даааа…

    DI HALT

    Эмм а смысл? пока волна идет по трубе провести вычисление, а потом применить его с сохраненным значением?

    aregus.livejournal.com

    Ну смысл обычной памяти(ОЗУ) фишка в том, что там данные зациклены были, так что пока питание не вырубишь данные-целы.


  18. vitmeat 15 Янв 2009 4:06

    еще паропанка )))
    люблю подобные вещицы )))
    оч прикольно например “Цифровая индикаторная лампа” названьице…
    на них бы ща часы собрать, с как раз этой памятью )))
    это вам ни какая нить там семи сегментная светодиодная индикация…
    где их тока достать…
    cultinfo.ru/fulltext/1/001/010/001/263521464.jpg

    DI HALT

    У нас без проблем на радио рынках. Да и в магазинах я такое еще недавно видел. СТильная штучка, ага.

    ILYHA

    У меня есть такие в калькуляторах старых)
    В челябинске мог бы подогнать )


  19. Sanchez 21 Фев 2009 2:44

    неплохо, вроде еще были девайсы по типу видикона. т.е. ЭЛТ-память.
    а кстати ферро-память в отличии от вакуумной, а тем более полупроводниковой нечуствительна к радиации. так что еще вопрос что проще - флеху в свинцовом коробке или такой раритет;)

    aregus.livejournal.com

    Кстати есть такая область электроники где все построено не на ПП транзисторах, а на магнитных усилителях. Я сам не особо в курсах, нам препод по ТОЭ рассказывал. Так вот у этой выч техники тоже огромное преимущество - насрать на радиацию. Поэтому подводники очень рьяно стояли(может до сих пор стоят) на том, чтобы в ситеме управления реактором использовали только такую технику.

    DI HALT

    Аналоговые вычислители фигли. Можно и на МУ сделать. Надежная как кувалда, дуракоустойчивая, но очень сложная в наладке.

    sergrushka

    Когда учился в МЭИ в 74-76 годах, то работал на кафедре. Там тогда стояла ЭВМ
    НАИРИ -2. Вот с такой памятью. И программа в нее предварительно записывалась и ОЗУ
    такое - же. А мне по заданию требовалось посчитать автокорреляционную функцию. Это
    на одной ячейке надо было возвести число в квадрат и потом сложить с самим собой.
    Минут 20 она работала, потом обязательно одна из ячеек на которой выполнялся расчет сгорала:) …Потом начальник машины лез в нее и перематывал эту ячейку:)


  20. Savenkot 16 марта 2010 9:34

    Да… Когда-то и в этой области мы были “впереди планеты всей” .
    Интервью с конструктором троичной ЭВМ
    Почитайте, как руками инженеров создавались уникальные, лучшие в мире компы, и как чиновники все это похоронили
    Если бы не наша совковая бюрократия, компы были бы сейчас совсем другие!!!

Оставьте свой отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Материалы сайта являются авторскими. Копирование и публикация материалов без активной ссылки на первоисточник запрещено.

Спонсорская реклама: