Радиоэлектроника

Стал вдруг вспоминать с чего началось мое хобби, нарыл в памяти кучу деталей и мелочей. Вот, думаю, надо записать как все было, чтобы не забылось. Началось все, пожалуй, еще года в четыре. Дед мой тогда работал заводским электриком и у него была дома дивная игрушка — «аркашка». Для тех кто не в курсе, так электрики называют устройство из батарейки, лампочки, щупа и крокодила на проводе. Используется для прозвонки проводов на обрыв или коротко замыкание. Вот дед мне и давал ее поиграть. Просто так зажигать лампочку было не интересно, поэтому я городил из вилок и ложек здоровенные электроцепи во весь стол. Прозванивал их, находил отсутствие контакта… Так, экспериментально, пришло понимание электрической цепи.
А еще мама, она работала заведующим клуба ДОСААФ или что то в этом роде, точно не помню. Помню что там были разные кружки, вроде авиамодельного, судомодельного, кройки и шитья. Радио кружок тоже был, правда я тогда был далек от всего этого. Меня больше нравилось играть в какие-нибудь конструкторы. Вот и притащила мне мама конструктор — какой то огромный трактор, с мотором и на проводном пульте управления (части от этого конструктора наверняка до сих пор валяются у меня где то в барахле). Сам трактор я тогда не собрал, зато увидел как мальчишки из авиамодельного кружка баловались моторчиком от такого же трактора — у него на валу была шестерня и они этой шестерней, как дисковой пилой, резали пенопласт. Мне понравилось, я взял батарейку, подключил ее к моторчику и получил мини циркулярку. Радости было на неделю :)
Но это все повторение чужого опыта. Первая самостоятельная разработка случилась лет так в пять, может в шесть. Нашел я за огородами какую то хреновину, вроде бы обломки от старого телевизора или радиолы какой. Точно не знаю. Так вот, выломал я оттуда переменный резистор, тогда даже не знал что это и зачем он нужен. Здоровый такой, с длиннющим валом, на 470кОм. Откуда помню? Да этот резистор у меня до сих пор где то в хламе валяется и применялся еще не раз потом. Резистор я разобрал, но ничего особо интересного там не увидел, кроме того, что ползунок при поворотах заезжает на металлические законцовки графитового слоя. О! А если вставить его в разрыв цепи моего моторчика? Вставил. Повернул крутилку на середину — не работает. Повернул до упора — моторчик заработал. Клева!

Потом было много электромеханики, класса до третьего собирал всякие машинки с моторчиками. Загонялся по редукторам всяким и кинематике. Пока не пришел в гости к соседу, а тот выворотил из шкафа кучу каких то радио деталей и, тыча в книжку пальцем, сидит собирает детали под какую то схему. Я быстро подключился к процессу и уже через пару минут различал резисторы от конденсаторов. Да еще оказалось, что дома тоже полно радиодеталей — батя радиоинженер по образованию. А также есть точно такая же книжка и масса других. Паяльником на тот момент я орудовал уже весьма сносно, а начав читать книги с удивлением обнаружил что, в принципе, понятно написано. Так что уже через неделю был собран первый детекторный приемник. На фанерке, с катушкой и подстроечным конденсатором. Все путем было! К сожалению, классе в седьмом, я его отдал соседу. Блин, сейчас жалею. На память бы был.
Вскоре, по этой же книжке был создан первый металлоискатель, который правда нифига не мог найти, но это уже вопрос к чувствительности схемы. Но тоновый сигнал был, это факт. Начал даже делать второй металлоискатель, но так и не доделал. А радиоэлектронику я тогда почти забросил. Вернулся к электромеханике.
Уже много позже, на втором курсе техникума, когда у нас пошла радиоэлектроника в качестве предмета я вновь вернулся к увлечению. На этот раз меня в цифру понесло. Раньше я микросхем боялся, думал что там все жутко сложно, оказалось нет. Все гораздо проще. И тут в ход пошли схемы на триггерах, счетчиках, шифраторах, дешифраторах, регистрах и прочей рассыпухи 155й серии. Сделал несколько разных бегущих огней, втюхал свежесобранный девайс как экзаменационную работу и опять все забросил. Вплоть до четвертого курса технаря. Когда у нас пошел курс микропроцессорных систем, а я на диплом взял стенд на микроконтроллере АТ89С51. Вот тут началась веселуха. Ассемблер и микроконтроллеры зохавали мой моск. Я понял, что теперь можно без особых проблем сделать собственного робота!!! Тадам!!! И программатор у меня был почти под рукой. Так что работа закипела. Было написано очень много разного кода под эти стенды. Впрочем, опять забросил это дело — все уперлось в печатные платы, а делать я их толком не умел. Себе я уже пророчил карьеру либо программера либо сисадмина, а паяльник был заныкан глубоко в шкаф. Лишь спустя еще несколько лет, уже на третьем курсе универа, в Живом Журнале я пересекся с Длиным. Он тоже загонялся по микроконтроллерам и рассказал мне про метод изготовления плат Лазерным Утюгом. И вот тут мне крышу сорвало окончательно. Все то, что когда то было задумано, вся инфа что была накоплена, разом получила возможность технической реализации. И понеслась… А потом я еще дорвался до халявных сэмплов… В общем, теперь паяльник сменила станция, уже года два как он ни дня без пайки не проводит, а радиоэлектроника из какого-то недохобби превратилась в серьезное увлечение и средство заработка.

Запись опубликована в рубрике Мысли с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

40 комментариев: Радиоэлектроника

  1. Класс. Нечастый случай, когда работа совпадает с хобби.

  2. Dancer говорит:

    А у меня все началось с того, что однажды мне подарили экскаватор с пультом управления. Купить его в принципе было нельзя во времена, когда все доставалось. Стоил 20 рублей, по-моему. Вообщем на третий день в руках я держал выковырянный оттуда электродвигатель)

    • DI HALT говорит:

      Наш человек! У меня тоже игрушки дольше недели никогда не жили. ПОтом я их непременно разбирал и разламывал на детальки.

      • я щас в зеркало взглянул.
        а мы с чудаком одним классе в 7-8 разобрали китайскую машинку на радиоуправлении и переделали у нее моторную часть. но как: из еще одного левово моторчика, куска картона, нескольких полосок фольги, горячего клея и моей неебической фантазии сделали н-мост (то что он так назывался я узнал наверное только года два назад) и машинка теперь рулила не движком, а тем стремным механическим н-мостом. это был пипец на колесах.

  3. http://vvv.id.myopenid.com/ говорит:

    Не знаю даже, завидовать чтоль… Все это очень похоже на мою биографию, но только до встречи с Длинным. У меня такого переворота не состоялось. Сейчас я работаю сисадмином, пишу программы, отдыхаю на сайтах Di Halta и на заработаные деньги покупаю всякие околорадиоелектронные игрушки…

  4. Sanchos говорит:

    А у меня все началось с: Кабардин.Х.Х.,»Физика»,для средних учебных заведений.Увидел там транзистор в разрезе,и не смог понять как это может быть эл. цепь с тремя проводами и работает…пошел к другу,тот занимался радиоГубительсвом,и знал не болше меня,но умел делать очень умный вид и грузить такими-же умными словами.Уходил от него в тот-же вечер я с полным непониманием работы той самой цепи о трех проводах,но с Борисовым под мышкой….все….вот тут я понял как скучна была до этого моя жизнь….

    • DI HALT говорит:

      Книжка Борисова у меня и сейчас есть. Недавно нашел в шкафу. Думал потеряна, ан нет!

      • RoBinZon говорит:

        Очень похожая биография….Только я больше в радиолюбительство и КВ/УКВ подался…Хотя после получения 3 категории и сдачи экзамена по телеграфной азбуке пыл что-то подостыл =)

        А В.Г. Борисов «Юный радиолюбитель» у меня до сих пор на полке стоит…

        Если будет интересно, вот мой биографический рассказик из жизни, так как весь приводить его слишком муторно, привожу ссылку http://www.robinzon-imx.narod.ru/Dollss.htm написано было в состоянии сильного депрессняка еще году в 2006.

        • DI HALT говорит:

          А я к электронике подошел со стороны робототехники. Так что цифра и контроллеры это было почти неизбежным :) А вот в дискретке, особенно звуковых и колебательных схемах шарю слабо.

  5. vitmeat говорит:

    а я классе в пятом вычитал, где то про детекторный радиоприемник. И про то что там ни какие батарейки не нужны. ))) И всю школу взял на спор, что у меня приемник без батареек работает…
    Взял диод, на котором была уже нарисована схема самого диода, потом выдрал переменный конденсатор и феррит с обмотками, ну и еще один кондер от туда же.))) Динамик маленький нашел где то в барахле отца. Потом один провод на батарею, другой на турник. Паять я еще не умел, но зачищать провод зубами, вполне. Все скрутил ))) Пока не перебрал все возможные варианты на феррите, прошло довольно много времени, наверно больше месяца ))) но уверенность в том что это должно работать победила )))
    И о чудо!!! Я что то услышал в этот маленький динамик, тогда это мне снесло башню…
    Я потом долго кого брал на спор, что могу собрать приемник без батарейки… до сих пор многие не верят…
    PS очень забавно когда в последствии занялся звуком, ловить радио через старую ураловскую гитару… Многим гитаристам это выносило моск )))

    • DI HALT говорит:

      Хыхх. Детекторный приемник делается вообще из одного только динамика и одного диода. ВСе! Ни катушек, ни ферритов.

      А еще есть способ сделать диод из обычного простого карандаша и лезвия спутник. Мы так в лагере развлекались.

      • Roman говорит:

        А как поймать какую-нибудь радиостанцию, если есть только динамик и диод?

        • DI HALT говорит:

          А никак. Ловится наиболее мощная — Радио Маяк. Собственно и с катушкой ты ничо кроме Маяка не поймаешь :)

  6. kapral_82 говорит:

    У меня вот тоже,хобби с профессиональной деятельностью плотно пересекается.Не скажу что наказание,но мозг кипит и времени не хватает.А вот в детстве…Сколько же игрушек и других вещиц было разобрано в хлам:)По этому поводу иногда с товарищем вспоминаем наше детство,тогда небыло компов,мобил и дыбил,гоняли пацанами по свалкам и все что находили интересное пробовали на горючесть,взрываемость и прочие свойства,из подручных средств творили всякие поделки,механические,химические,электрические:)Ну вот кто-нибудь помнит силитровые дымовые шашки или бомбы-вонючки?А рогатки,арбалеты?А два болта с гайкой,начиненные серой от спичек?Имитаторы подскакиваещего шарика для пин-понга?Тот времечко было.Дисциплину хулиганили:)Первый опыт с паяльником я получил в 12 лет в радиокружке,причем привел меня туда товарищ.Он правда через пол-года забросил его,а меня проткнула любовь к электронике.Потом был технарь,армия, универ и вот,до сих пор не расстаюсь с паяльником:)Паяльники форева!!!

    • DI HALT говорит:

      И селитру, и крабид, и болты и дюбель с серой в асфальт — пиздец асфальту.

      Адское у нас детство было. Как без глаз/пальцев не оставались. Жгли, взрывали, уничтожали все в округ. А щас смотрю на младшего брата, рафинированый какой то. Ни мост подорвать, ни поджог устроить. Тока и знает что на мобиле в игрушки играть.

      • Robot говорит:

        Аха, не говори-ка… Сейчас дети в компьютерных играх шарят больше нашего, а вот что полезное сделать, или даже «вредное» (по Остеру) — мозгов не хватает или смелости?

  7. ice938 говорит:

    А я мелкий когда был от скуки (в военном городке в лесу не очень много развлечений) смотрел как батя мастерит всякую электронику и учился по-маленьку… В 4 года более-менее уверенно различал разные компоненты, хреново, но управлялся с паяльником, умел пользоваться мультиметром… мастерил фонарики разные, в т.ч. и светодиодные (корпуса из картона/пластика клеил), помогал бате сортировать радиодетали и подбирать необходимые номиналы для схем. В 5 лет соорудил детекторный приемник на фанерке, причем катушку сам мастерил и мотал. Третья или четвертая катушка прошла ОТК в лице бати (катушка была без сердечника, довольно плотно намотанная на бумажный каркас, склеенный из газеты на бутылке из-под молока) и детектор был смонтирован, подключен к батарее и ТВ антенне, но приемник не хотел работать ((( Пожаловался бате, он заменил наушник на другой, пропаял нормально контакты — не работает! Он собрал второй детектор, с катушкой на феррите от какого-то приемника и подстроечником от него-же — опять не работает! Долго колдовал над ним, потом взял моток провода и ушел на крышу, примотал там его к какому-то штырю и завел провод в мою комнату- оба наших приемника заработали! Радости моей не было предела, хоть батин вариант работал громче и ловил не одну, как мой, а целых три радиостанции, но ведь и мое творчество функционировало! На свой 6-ой день рождения я потребовал конструктор «Юный радиолюбитель» (2 транзистора МП-26б и КТ315, набор резисторов, кондеров, динамик, батарейный отсек, светодиод и выключатель… все закреплено в коробочке, все выводы с пружинками-зажимами, в комплекте книжка со схемами и набор проводочков разной длины, чтобы компоненты соединять) На нем даже можно было собрать передатчик и пищать морзянкой, которую принимала ламповая радиола «Рига», если мне не изменяет память… И понеслось! В 6-ом или 7-ом классе собрал ZX-Spectrum, правда с дисководом так и не скрестил его, никак не получалось. В 9-ом классе модернизировал телек, чтобы он включался при появлении сигнала с видеомагнитофона, видеовход для которого и пал-декодер тоже были добавлены мной. В 10-ом фигачил на Паскале, в 11-ом на ASMе, на 2-ом курсе работал в сервисе, ремонтировал аудиотехнику, на 3-ем видео, на 4-ом цифровые видео- и фотокамеры. На второй год, после окончания ВУЗа, работал в КБ, разрабатывал АСУ станков упаковочных, как аппаратную, так и программную часть. Интересная была работа, творческая и результат своего труда всегда можно было потрогать руками и увидеть, как оно приносит пользу ))) Вот только денег там нихрена не платили нормально, хоть и частная была контора (((

    • DI HALT говорит:

      У моего детекторного приемника была проволочная антенна поперек комнаты. На растяжках, со спусками. ВСе путем. ЕЩе заземление было за батарею. На нее ловился маяк отлично. А больше я станций в этом диапазоне и не знаю :)

      • ice938 говорит:

        В Питере м.б. и на растяжку ловится, а вот в лесу где-то между Зеленогорском и Выборгом, да еще в низине, (дома стояли рядом с озером, а к шоссе или жд приходилось в гору идти) нифига не ловилось, зато вечерами в ДМВ диапазоне (с помощью самодельного модуля для телевизора) можно было финское ТВ смотреть )))

  8. RoBinZon говорит:

    ЗЫ А цифру я тоже в детстве очень боялся….поэтому наверное поздно начал с ней заниматься, особенно где есть ПЗУ и ОЗУ, хотя и до ассемблера я не добрался….были попытки, но одно только слово пугает))) Так что Дельфи и Си =)

    • DI HALT говорит:

      Вообще странно, цифра проще для понимания, ведь там все дискретно, как математика прям.

      • RoBinZon говорит:

        Особенно, когда в школе по математике оценка не поднималась выше тройки :-D…

        Это только в институте первый курс на отлично, второй на хорошо….а дальше видно будет =))))))) Но в принципе и с программированием уже знаком, также как и с цифрой….просто боялся ее сильно в детстве.

        • DI HALT говорит:

          Ну меня тоже чуть не выперли со второго курса изза матана. Сдал его раза с пятого, хотя препод был не злобный. Да и в шкоре не шарил никогда :)

          • RoBinZon говорит:

            Прикинь, дорогой !

            Вот закончил 3-й курс института…многое конечно поменялось, но самое прикольное, что тот проф, который мне по теоверу тройку на втором курсе поставил, преподавал матан и тот же теовер на 3-м….Короче сдал ему все на отлично)) Профессор Трофимов был в небольшом шоке)) А цифру уже не так сильно боюсь, мож из-за того, что Схемотехнику ЭВМ сдавал в этом году и более уверенно могу рассуждать о минимизации, картах Карно, задержках распространения, графовых моделях, фронтах, спадах и т.п. Еще теперь стал хорошо представлять что такое кодирование в принципе, помехоустойчивое кодирование, как осуществляется проверка кодограммы, что такое проверка на избыточность, проверки на четность, вычисления контрольных сумм…Короче много всего интересного дал мне 3-й курс…А еще вынужденно пришлось выучить и начать программировать на дельфи, т.к. нужно было сдавать эту «Технологию программирования Delphi» профессору Коржову. Сдал тоже на отлично))) Так что теперь помимо всяких вижуал бейсиков, кларионов, си и прочих языков типа SQL и VBA могу программировать еще и на дельфи) И самое страшное что только могло случиться в моей жизни — я начал изучать и писать первые программы на ассемблере…Помоему дальше поможет только усыпить)

            P.S. и если будет время пиши в аську) или в скайп) Давно не общались))

  9. RoBinZon говорит:

    Здорова))

    Вот закончил 3-й курс института…многое конечно поменялось, но самое прикольное, что тот проф, который мне по теоверу тройку на втором курсе поставил, преподавал матан и тот же теовер на 3-м….Короче сдал ему все на отлично)) Профессор Трофимов был в небольшом шоке)) А цифру уже не так сильно боюсь, мож из-за того, что Схемотехнику ЭВМ сдавал в этом году и более уверенно могу рассуждать о минимизации, картах Карно, задержках распространения, графовых моделях, фронтах, спадах и т.п. Еще теперь стал хорошо представлять что такое кодирование в принципе, помехоустойчивое кодирование, как осуществляется проверка кодограммы, что такое проверка на избыточность, проверки на четность, вычисления контрольных сумм…Короче много всего интересного дал мне 3-й курс…А еще вынужденно пришлось выучить и начать программировать на дельфи, т.к. нужно было сдавать эту «Технологию программирования Delphi» профессору Коржову. Сдал тоже на отлично))) Так что теперь помимо всяких вижуал бейсиков, кларионов, си и прочих языков типа SQL и VBA могу программировать еще и на дельфи) И самое страшное что только могло случиться в моей жизни — я начал изучать и писать первые программы на ассемблере…Помоему дальше поможет только усыпить)

    P.S. и если будет время пиши в аську) или в скайп) Давно не общались))

  10. RoBinZon говорит:

    блин….нащелкал…. «Прикинь, дорогой» решил на «Здорова» поменять…а отмена не работает :-(((((((((( Удали один

  11. Nik1993 говорит:

    Слушай мою историю)
    с детства я всё пытался что-то творить создавать, всё руки чесались собрать что-то но не чего не получалось ибо руки тогда росли не из того места, игрушки я не разбирал только потому что из игрушек у меня было только телевизионная коробка конструктора ATCA и две одинаковые железные дороги ну и всякая требуха и больше принципе мне не чего не нужно было))))
    в первом классе делал фонарики и знал что если между лампочкой и батарейкой поставить фиговину с разноцветными полосками (резистор) то лампочка бдит гореть хуже а моторчик крутится медленней((((((
    потом лет в 12 помню что ходили с друзьями на свалку искать там что-нибудь ценное.
    или взрывать стеклянные вутылки
    наливали воды или саки в стеклянную бутылку и закупоривали палкой или веткой ложили в костер и тут та было веселья полные штаны)))))))
    пока мать не узнала и не вставила пиздюлей по первое число!!!!!))
    в то время уже грубо знал что такое резистор конденсатор и транзистор диоды для меня не чем не отличались от резисторов.
    смог сделать мигалку с помощью конденсатора транзистора лампочки и батарейки)))
    потом только в 16 стал активно изучать и иметь представление об электротехнике
    спаял простейшего робота на L293HE.
    сейчас мне 17 я собираюсь заканчивать 11 класс и поступать в политехнический институт на индженера робототехнолога.

  12. baliar говорит:

    Электроника заинтересовала с детства, правда, ничего не ломал. Просто купили приёмник Верас 225 (Гродно) — стал слушать вражеские голоса, а жили на селе (в Ростовской) в 90-е, телик черно-белый был сломан, так что приёмник по сути являлся единственным окном в мир. И интересно было — отсюда, можно сказать, и пошло ещё одно увлечение — иностранными языками, правда выучил более-менее сносно только английский. А ещё был в том времени дядька-электрик, у которого вечно были дома какие-то прибамбасины причём необязательно электронные — под конец 90-ых он даже разобрал свой бинокль и соорудил из него вполне сносный телескоп (в который я, правда, ни разу так и не посмотрел)) )… А вот с универом (Беларусь, Политех) поначалу не очень покатило — нет, поступить было просто… всё никак не мог понять, как при том уровне преподавания именно профильных технических наук («электронщик») и том начальном уровне студентов, который у них есть на первых 2-х курсах, эти студенты умудряются кое-как сдавать сессии и держаться на плаву. Был поначалу принципиальным по отношению к себе, но этим только навредил… Сейчас после длительного перерыва, в ходе которого понял, что получить корку в этом суматошном и безумном мире всё-таки нужно, учусь там же на заочке и стараюсь особо не выделяться — списываю на экзаменах там, где это позволяют преподы, иногда заказываю контрольные (если уж совсем заумные), молчу в тряпочку, когда преподы пачками забивают на свои пары и вообще в ходе сессии на них не появляются (как было в эту сессию)… Долгая и запутанная история, боюсь, даже нифика не интересная… Нашёл недавно твой сайт — занятная штука: некоторые моменты изложены весьма доступно, ну а в остальном привлекает практический подход — непонятно? бери и делай, поймешь по ходу процесса. Сам сейчас буду делать терморегулятор для инкубатора на АТмега8 — что-то заказал, что-то скомуниздил на работе. Думаю, должно получиться… Сессия (10-я) только поджимает — через 2 месяца 2 курсовых по преобразовательной и по МПС. Только, чувствую, всё равно не догоняю тот же МПС: не уверен что ли — первый раз такую работу делаю, + остались для себя вопросы по предыдущей контрольной по программе тестирования дешифратора (для шкалы заполнения), попытался сэмулировать работу на SingleChipMachine (для 51-го), компиляцию после исправления некоторых ошибок программа пытается пройти, но дальше не догнал чего можно на ней сделать, пробовал в ней разобраться спустя 4 меяца после написания — какая-то хренотень, кое-где пародоксальная, кое-где неоправданно запутанная (кстати, препод мне на консультации объяснил, что я не могу работать напрямую с регистрами, но, как я сейчас понимаю, с 16-го регистра прямое обращение возможно). В итоге, контрольная хоть и прошла, но получилась такая вот ботва в основной проге, даже разбираться не хочется (и тебе не советую — просто для ознакомления) — больно не бейте, если что)):

    INTR EQU B3H ; Времязадающие константы
    EXTR EQU 28H ; для подпрограммы DELAY
    ORG 0000H ; Начальный адрес программы
    ; Основная программа
    MOV P3, #1FH ; Выключить индикаторы
    MOV SP, #70H ; Определить стек
    DELAY: MOV R6, EXTR ; Загрузка
    LOOP2: MOV R7, INTR ; времязадающих констант
    LOOP1: DJNZ R7, LOOP1 ; Цикл, если (R7) 0
    DJNZ R6, LOOP2 ; Цикл, если (R6) 0
    RET ; Возврат из подпрограммы
    READY: SETB P3.5 ; Включить индикатор «ГОТОВ»
    WAIT1: JB P3.3, WAIT1 ; Ожидание нажатия кнопки «ТЕСТ»
    ACALL DELAY ; Вызов подпрограммы задержки
    WAIT2: JNB P3.3, WAIT2 ; Ожидание отжатия кнопки «ТЕСТ»
    ACALL DELAY
    CLR P3.5 ; Погасить индикатор «ГОТОВ»
    MOV A, P0 ; Ввод кода номера ИМС
    CPL A ; Получить прямой код номера N
    MOV 24H, #41H ; Номер ИМС N=65?
    CJNE A, 24H, NEXT1
    ACALL TEST65 ; Да, вызов подпрограммы тестирования
    ; TEST65
    AJMP CHECK ; Переход на метку CHECK
    ; Проверка результата тестирования
    CHECK: JB F0, NORM ; Переход, если F0=1 (НОРМА)
    SETB P3.7 ; Включить индикатор «БРАК»
    AJMP WAIT3
    NORM: SETB P3.6 ; Включить индикатор «НОРМА»
    WAIT3: JB P3.4, WAIT3 ; Ожидание нажатия кнопки «СБРОС»
    ACALL DELAY ; Вызов подпрограммы задержки
    WAIT4: JNB P3.4, WAIT4 ; Ожидание отжатия кнопки «СБРОС»
    ACALL DELAY
    ; Установка портов Р1, Р2, Р3 на ввод, гашение всех индикаторов
    MOV P1, #0FFH
    MOV P2, #0FFH
    MOV P3, #1FH
    AJMP READY ; Переход в исходное состояние
    ; DELAY — подпрограмма временной задержки на 20мс
    ; Входные параметры: константы INTR, EXTR
    ; TEST65 — подпрограмма тестирования ИМС К155ИД11 с номером N=65
    ; Выходной параметр: флаг F0 — при F0 = 1 результат тестирования
    ; положительный (НОРМА), при F0 = 0 — отрицательный (БРАК)
    TEST65: CLR P3.2 ; P3.2 < -0, подать питание на ИМС
    ACALL DELAY ; вызов подпрограммы задержки
    MOV R0, #01H ; начальное значение входного кода
    MOV 20H, #0H ; переслать 0 в ячейку ПД 20Н
    CLR P1.6 ; установка нормального
    SETB P1.7 ; режима работы
    LOOP: INC R0 ; инкремент входного кода
    MOV P1, R0 ; вывести код в порт P1 (подать на входы ИМС)
    MOV A, R0 ; переслать (R0) в аккумулятор
    CLR C ; сбросить флаг переноса С
    SUBB A, #08H ; переслать в аккумулятор (А)-8
    JZ NEXT1 ; переход к подпрограмме NEXT1, если (А)=0
    DEC A ; декремент аккумулятора
    JZ NEXT2 ; переход к подпрограмме NEXT2, если (А)=0
    MOV 24H, P1
    MOV A, 24.5H ; переслать в аккумулятор значение вывода P1.5
    JNZ EXIT ; выход, если (А)?0
    MOV A, R0 ; переслать в аккумулятор (R0)
    CLR C ; сбросить флаг переноса С
    SUBB A, #07H ; переслать в аккумулятор (А)-7
    CPL A ; инвертировать значение аккумулятора А
    MOV 21H, A ; переслать (А) в ячейку ПД 21Н
    MOV R1, #0H ; начальное значение счётчика сдвига
    MOV R2, #01H ; переслать в регистр R2 значение аккумулятора
    JZ TEST ; переход к подпрограмме TEST, если (A)=0
    SLIDE: MOV A, R2 ; переслать в аккумулятор значение регистра R2
    SETB C ; установить 1 во флаге переноса С
    RLC A ; сдвиг аккумулятора влево
    MOV R2, A ; переслать в регистр R2 значение аккумулятора
    INC R1 ; инкремент счётчика
    MOV A, R1 ; переслать в аккумулятор значение регистра R1
    CJNE A, 21H, SLIDE ; цикл SLIDE, если (A)?(21H)
    TEST: MOV A, 20H ; переслать в аккумулятор, значение (20Н)
    ADD A, R2 ; переслать в аккумулятор, значение (20Н)+(R2)
    MOV 20H, A ; переслать (А) в ячейку ПД 20Н
    MOV A, P2 ; переслать в аккумулятор код на выходе ИМС
    CJNE A, 20H, EXIT ; выход, если (А)?(20Н)
    ACALL LOOP ; цикл LOOP
    NEXT1: SETB P1.6 ; установить 1 на выходе Р1.6
    MOV 24H, P1
    MOV A, 24.5H ; переслать в аккумулятор значение выхода Р1.5
    JZ EXIT ; выход, если (A)=0
    MOV A, P2 ; переслать в аккумулятор (А) значение на выходе ИМС
    JNZ EXIT ; выход, если (A)?0
    ACALL LOOP ; цикл LOOP
    NEXT2: CLR P1.7 ; установить 1 на выходе порта Р1.7
    MOV 24H, P1
    MOV A, 24.5H ; переслать в аккумулятор значение вывода P1.5
    JNZ EXIT ; выход, если (A)?0
    MOV A, P2 ; переслать в аккумулятор (А) значение на выходе ИМС
    CJNE A, #0FFH, EXIT ; выход, если (А)?0FFH
    SETB F0 ; установить флаг F0 < -1 (НОРМА)
    SETB P3.2 ; отключить питание ИМС
    RET ; возврат из подпрограммы
    EXIT: CLR F0 ; сбросить флаг F0 < -0 (БРАК)
    SETB P3.2 ; отключить питание ИМС
    RET ; возврат
    END ; конец текста программы

    В связи с этим есть вопрос — как проще сэмулировать? В Протеусе? Ещё не начинал в нём работать, каюсь((, но постараюсь исправиться.

    Но эта контрольная как-никак прошлая головная боль — сейчас задание ещё более интересное и конкретное — построить систему управления на МК. Не совсем понятно с чего начать — не думаю, что ты как-то захочешь помочь в этом, но моё задание вкратце такое:

    Проектирование микроконтроллерной системы управления

    Период опроса 3,2с, микроконтроллер AT89C51, тактовая частота работы МК 13,6 МГц, АЦП – К1113ПВ1 (8-разрядов), аналоговые сигналы: U1, U2, U3; цифровые сигналы: Х1, Х2, Х3, Х4, Х5.
    Логическая функция f= /(Х1^Х2^Х5)/v/(/Х3/vХ4)/ (//- инверсия), функция g= 5*w1+w2-4*w3-k3; длительность импульсов: t1=76,t2=18,t3=38 мкс.
    Дисплей на семисегментных светодиодных индикаторах; метод получения семисегментного кода – программный; интерфейс RS-232C, скорость обмена 9600 бит/с.

    Суть:

    После включения электропитания или после нажатия кнопки “Сброс” на ПУ выполняется начальная установка (инициализация) системы: настройка программируемых БИС (параллельных адаптеров, контроллера прерывания, таймера и т.п.), в выходные каналы засылаются начальные значения управляющих воздействий. Затем разрешаются прерывания, и МП переводится в режим останова.
    По сигналу от таймера, работающего с частотой опроса fопр, происхо-дит выход из режима останова и переход к подпрограмме обработки пре-рывания ISR, блок-схема алгоритма которой приведена на рис. 2.3.
    Блок 1 выполняет задачу приема и обработки двоичной информации: принимает сигналы от двоичных датчиков Х1, Х2, Х3 и Х4, вычисляет значения логической (булевой) функции f(Х1, Х2, Х3, Х4) в соответствии с выражением, определенном в задании на курсовой проект, и выдает это значение в качестве управляющего сигнала Y1 по соответствующему вы-ходному каналу на исполнительное устройство. При единичном значении логической функции f(Х1, Х2, Х3, Х4) МК вырабатывает выходной сигнал ТТЛ — уровня Y1=1 длительностью t1 (рис. 2.4). БСА обработки цифровых сигналов приведена на рис. 2.5.
    Блок 2 на рис. 2.3 обеспечивает прием сигналов V1, V2, V3 и V4 от аналоговых датчиков (однополярное напряжение от 0 до +10 В), которые преобразуются в цифровую форму с помощью АЦП. В МПС имеется толь-ко один АЦП, и сигналы с датчиков V1, V2, V3, V4 подключаются к нему последовательно во времени с помощью аналогового коммутатора (муль-типлексора). С выхода АЦП n-разрядные коды W1, W2, W3 и W4, пред-ставляющие собой целые беззнаковые двоичные числа, поступают на об-работку.
    Обработка кодов W1 и W2 начинается с вычисления функции g(W1,W2,К1,К2), где коэффициенты К1 и К2 – 16-разрядные целые беззна-ковые двоичные числа, хранящиеся в ПЗУ. Вид функции g( ) определяется из задания на курсовой проект. Полученное значение функции g( ) сравни-вается с константой Q, хранящейся в ПЗУ. В зависимости от результата сравнения МК вырабатывает двоичные управляющие сигналы ТТЛ-уровня Y2 или Y3 длительностью t2 или t3. БСА обработки сигналов W1 и W2 приведена на рис. 2.6.
    Цифровой код W3, образованный аналоговым сигналом V3, используется для вычисления функции e(W4,K3,K4,K5,K6), где K3…K6 – коэффициен-ты, хранящиеся в ПЗУ. Конкретный вид функции e( ) определяется задани-ем на курсовой проект. При вычислении функции предполагается, что все входящие значения представляют собой дробные 16-разрядные беззнаковые двоичные числа с фиксированной запятой.

    Функции e( ) подается на ЦАП, на выходе которого формируется аналоговый сигнал Y4, поступающий на исполнительные устройства.
    Цифровой код W4, образованный аналоговым сигналом V4, исполь-зуется для формирования управляющего сигнала Y5, представляющего со-бой последовательность импульсов с частотной или широтной модуляцией (вариант определяется заданием на курсовой проект).
    При частотно-импульсной модуляции (ЧИМ) длительность импульса tи постоянна, а меняется период следования импульсов Т, т.е. их частота f в пределах от fмин до fмакс прямо пропорционально величине цифрового кода W4, поступающего с АЦП (рис. 2.7). Значения tи, fмин и fмакс опреде-ляются в задании на курсовой проект.
    При широтно-импульсной модуляции (ШИМ) постоянным является период Т следования импульсов, т.е. частота f, а изменяется длительность tи в диапазоне от tи.мин до tи.макс прямо пропорционально величине циф-рового кода W4, поступающего с АЦП (рис. 2.8). Значения Т (или частоты f), tи.мин, tи.макс определяются в задании на курсовой проект.
    Блок 3 на рис. 2.3 обеспечивает циклический режим работы или останов МПС в соответствии с командой, поступающей от оператора с пульта управления.
    В системе имеется также двоичный датчик аварийной ситуации, единичный сигнал с которого Х0 должен вызвать аварийный останов системы в любой момент выполнения рабочего цикла программы.

    Знаю, гружу. Так что просто забей да и всё, правда, если есть наработки со студенческих лет, было бы кстати) …А вообще я, наверное, таким образом и сам пытаюсь разобраться — извини, если нафлудил.

    • DI HALT говорит:

      Для работы с С51 рекомендую Keil uVision 3

      или Multisim. Proteus тоже ничего, но поглючней и интерфейс у него убог донельзя.

      • baliar говорит:

        Di Halt, спасибо. В Мультисиме действительно видел что-то подобное, но полагал что оно будет недостаточно функциональным. Keil uVision 3 что-то новое — посмотрим… Постараюсь влиться в ряды полезных читателей блога, например, описать сборку терморегулятора и какие-то свои мысли по этому поводу… Суровым челябинским мужикам привет)).

  13. baliar говорит:

    Из того что есть в мультисиме AT89C51 можно заменить на 8051? Библиотеку именно под AT89C51 что-то напряжно найти.

  14. baliar говорит:

    В даташитах на разные типы мк вроде бы не уточняется какая используется система команд. Можно ли на 89с51 использовать систему команд для кр580, команды типа MVI, LXI, INX и т.д.? …Извиняюсь, если вопрос поставлен некорректно.

    • DI HALT говорит:

      Нет не может. Это совсем разные ядра. А для С51 существует единый User Manual на семейство 8051 процессоров. Вот там все описание таймеров, регистров, команд и все такое.

  15. proffesor говорит:

    А я вот сколько себя помню, столько и с паяльником дружу. С самого детства подпаивал проводочки то в колонке оторвались, то еще где-то. В классе так первом, начал все разберать. Начиная от старых радиоприемников и заканчивая мобильным телефоно(но это уже было в классе так 5-6, мне тогда подарили Siemens C25, а сотовая связь была дорогая, поэтому я его пару раз перекрасил и разобрал, на детали). Так же любил схемы рисовать, так наугад. Мелоч различал хорошо, да и не только мелоч. Летом жил с дедом, он на заводе работает (до сих пор, работает больше 50 лет), так он мне и объяснял принципы схемотехники. Конечно большой вклад сделала книга «Основы радиоэликтроники», Шишкин автор, по-моему. В классе так 9-10, уже начал вникать глубже. Но тогда я еще игрался с пассивными компонентами. Только в десятом классе, я перешел на микроконтроллеры. Тут в ход пошла книга «Самоучитель работы с микроконтроллерами AVR» автор Белов. Ну и конечно много всего интерестного я почерпнул с сайта easyelectronics и его форума. За что автору особое благодарность. К сожалению, мне практики не хватает, а то все теория, теория…

  16. MoHoXPOM говорит:

    А мое увлечение радиоэлектроникой началось с изолирования проводов в 5 лет..Помню как вчера, батя говорит: -Иди-ка изолируй провода вооон в той лампе. Ну что, мне 5 лет, изолента есть, знаний ноль..Пошел и скрутил их вместе. И в розетку сунул. Это было самое яркое воспоминание моего детства. В прямом и переносном смысле этого слова) После этого я решил, что хочу заниматься радиоэлектроникой! 7 лет занимался в радиокружке, собирали автоматику на фототранзисторах, сделанных из обычных транзисторов аккуратным спиливанием шляпки) Детекторные приемники, FM радиожучок..Веселые времена были! А сейчас я начал заниматься микроконтроллерами, очень увлекательная штука! Правда, пока все на стадии разработки, делаю программатор, пытаюсь прошивки писать..Очень помогают твои статьи, Di Halt) Спасибо)

Добавить комментарий для DI HALT Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.