Радиоэлектроника

Стал вдруг вспоминать с чего началось мое хобби, нарыл в памяти кучу деталей и мелочей. Вот, думаю, надо записать как все было, чтобы не забылось. Началось все, пожалуй, еще года в четыре. Дед мой тогда работал заводским электриком и у него была дома дивная игрушка — «аркашка». Для тех кто не в курсе, так электрики называют устройство из батарейки, лампочки, щупа и крокодила на проводе. Используется для прозвонки проводов на обрыв или коротко замыкание. Вот дед мне и давал ее поиграть. Просто так зажигать лампочку было не интересно, поэтому я городил из вилок и ложек здоровенные электроцепи во весь стол. Прозванивал их, находил отсутствие контакта… Так, экспериментально, пришло понимание электрической цепи.
А еще мама, она работала заведующим клуба ДОСААФ или что то в этом роде, точно не помню. Помню что там были разные кружки, вроде авиамодельного, судомодельного, кройки и шитья. Радио кружок тоже был, правда я тогда был далек от всего этого. Меня больше нравилось играть в какие-нибудь конструкторы. Вот и притащила мне мама конструктор — какой то огромный трактор, с мотором и на проводном пульте управления (части от этого конструктора наверняка до сих пор валяются у меня где то в барахле). Сам трактор я тогда не собрал, зато увидел как мальчишки из авиамодельного кружка баловались моторчиком от такого же трактора — у него на валу была шестерня и они этой шестерней, как дисковой пилой, резали пенопласт. Мне понравилось, я взял батарейку, подключил ее к моторчику и получил мини циркулярку. Радости было на неделю :)
Но это все повторение чужого опыта. Первая самостоятельная разработка случилась лет так в пять, может в шесть. Нашел я за огородами какую то хреновину, вроде бы обломки от старого телевизора или радиолы какой. Точно не знаю. Так вот, выломал я оттуда переменный резистор, тогда даже не знал что это и зачем он нужен. Здоровый такой, с длиннющим валом, на 470кОм. Откуда помню? Да этот резистор у меня до сих пор где то в хламе валяется и применялся еще не раз потом. Резистор я разобрал, но ничего особо интересного там не увидел, кроме того, что ползунок при поворотах заезжает на металлические законцовки графитового слоя. О! А если вставить его в разрыв цепи моего моторчика? Вставил. Повернул крутилку на середину — не работает. Повернул до упора — моторчик заработал. Клева!

Потом было много электромеханики, класса до третьего собирал всякие машинки с моторчиками. Загонялся по редукторам всяким и кинематике. Пока не пришел в гости к соседу, а тот выворотил из шкафа кучу каких то радио деталей и, тыча в книжку пальцем, сидит собирает детали под какую то схему. Я быстро подключился к процессу и уже через пару минут различал резисторы от конденсаторов. Да еще оказалось, что дома тоже полно радиодеталей — батя радиоинженер по образованию. А также есть точно такая же книжка и масса других. Паяльником на тот момент я орудовал уже весьма сносно, а начав читать книги с удивлением обнаружил что, в принципе, понятно написано. Так что уже через неделю был собран первый детекторный приемник. На фанерке, с катушкой и подстроечным конденсатором. Все путем было! К сожалению, классе в седьмом, я его отдал соседу. Блин, сейчас жалею. На память бы был.
Вскоре, по этой же книжке был создан первый металлоискатель, который правда нифига не мог найти, но это уже вопрос к чувствительности схемы. Но тоновый сигнал был, это факт. Начал даже делать второй металлоискатель, но так и не доделал. А радиоэлектронику я тогда почти забросил. Вернулся к электромеханике.
Уже много позже, на втором курсе техникума, когда у нас пошла радиоэлектроника в качестве предмета я вновь вернулся к увлечению. На этот раз меня в цифру понесло. Раньше я микросхем боялся, думал что там все жутко сложно, оказалось нет. Все гораздо проще. И тут в ход пошли схемы на триггерах, счетчиках, шифраторах, дешифраторах, регистрах и прочей рассыпухи 155й серии. Сделал несколько разных бегущих огней, втюхал свежесобранный девайс как экзаменационную работу и опять все забросил. Вплоть до четвертого курса технаря. Когда у нас пошел курс микропроцессорных систем, а я на диплом взял стенд на микроконтроллере АТ89С51. Вот тут началась веселуха. Ассемблер и микроконтроллеры зохавали мой моск. Я понял, что теперь можно без особых проблем сделать собственного робота!!! Тадам!!! И программатор у меня был почти под рукой. Так что работа закипела. Было написано очень много разного кода под эти стенды. Впрочем, опять забросил это дело — все уперлось в печатные платы, а делать я их толком не умел. Себе я уже пророчил карьеру либо программера либо сисадмина, а паяльник был заныкан глубоко в шкаф. Лишь спустя еще несколько лет, уже на третьем курсе универа, в Живом Журнале я пересекся с Длиным. Он тоже загонялся по микроконтроллерам и рассказал мне про метод изготовления плат Лазерным Утюгом. И вот тут мне крышу сорвало окончательно. Все то, что когда то было задумано, вся инфа что была накоплена, разом получила возможность технической реализации. И понеслась… А потом я еще дорвался до халявных сэмплов… В общем, теперь паяльник сменила станция, уже года два как он ни дня без пайки не проводит, а радиоэлектроника из какого-то недохобби превратилась в серьезное увлечение и средство заработка.

Запись опубликована в рубрике Мысли с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

40 комментариев: Радиоэлектроника

  1. Класс. Нечастый случай, когда работа совпадает с хобби.

  2. Dancer говорит:

    А у меня все началось с того, что однажды мне подарили экскаватор с пультом управления. Купить его в принципе было нельзя во времена, когда все доставалось. Стоил 20 рублей, по-моему. Вообщем на третий день в руках я держал выковырянный оттуда электродвигатель)

    • DI HALT говорит:

      Наш человек! У меня тоже игрушки дольше недели никогда не жили. ПОтом я их непременно разбирал и разламывал на детальки.

      • я щас в зеркало взглянул.
        а мы с чудаком одним классе в 7-8 разобрали китайскую машинку на радиоуправлении и переделали у нее моторную часть. но как: из еще одного левово моторчика, куска картона, нескольких полосок фольги, горячего клея и моей неебической фантазии сделали н-мост (то что он так назывался я узнал наверное только года два назад) и машинка теперь рулила не движком, а тем стремным механическим н-мостом. это был пипец на колесах.

  3. http://vvv.id.myopenid.com/ говорит:

    Не знаю даже, завидовать чтоль… Все это очень похоже на мою биографию, но только до встречи с Длинным. У меня такого переворота не состоялось. Сейчас я работаю сисадмином, пишу программы, отдыхаю на сайтах Di Halta и на заработаные деньги покупаю всякие околорадиоелектронные игрушки…

  4. Sanchos говорит:

    А у меня все началось с: Кабардин.Х.Х.,»Физика»,для средних учебных заведений.Увидел там транзистор в разрезе,и не смог понять как это может быть эл. цепь с тремя проводами и работает…пошел к другу,тот занимался радиоГубительсвом,и знал не болше меня,но умел делать очень умный вид и грузить такими-же умными словами.Уходил от него в тот-же вечер я с полным непониманием работы той самой цепи о трех проводах,но с Борисовым под мышкой….все….вот тут я понял как скучна была до этого моя жизнь….

    • DI HALT говорит:

      Книжка Борисова у меня и сейчас есть. Недавно нашел в шкафу. Думал потеряна, ан нет!

      • RoBinZon говорит:

        Очень похожая биография….Только я больше в радиолюбительство и КВ/УКВ подался…Хотя после получения 3 категории и сдачи экзамена по телеграфной азбуке пыл что-то подостыл =)

        А В.Г. Борисов «Юный радиолюбитель» у меня до сих пор на полке стоит…

        Если будет интересно, вот мой биографический рассказик из жизни, так как весь приводить его слишком муторно, привожу ссылку http://www.robinzon-imx.narod.ru/Dollss.htm написано было в состоянии сильного депрессняка еще году в 2006.

        • DI HALT говорит:

          А я к электронике подошел со стороны робототехники. Так что цифра и контроллеры это было почти неизбежным :) А вот в дискретке, особенно звуковых и колебательных схемах шарю слабо.

  5. vitmeat говорит:

    а я классе в пятом вычитал, где то про детекторный радиоприемник. И про то что там ни какие батарейки не нужны. ))) И всю школу взял на спор, что у меня приемник без батареек работает…
    Взял диод, на котором была уже нарисована схема самого диода, потом выдрал переменный конденсатор и феррит с обмотками, ну и еще один кондер от туда же.))) Динамик маленький нашел где то в барахле отца. Потом один провод на батарею, другой на турник. Паять я еще не умел, но зачищать провод зубами, вполне. Все скрутил ))) Пока не перебрал все возможные варианты на феррите, прошло довольно много времени, наверно больше месяца ))) но уверенность в том что это должно работать победила )))
    И о чудо!!! Я что то услышал в этот маленький динамик, тогда это мне снесло башню…
    Я потом долго кого брал на спор, что могу собрать приемник без батарейки… до сих пор многие не верят…
    PS очень забавно когда в последствии занялся звуком, ловить радио через старую ураловскую гитару… Многим гитаристам это выносило моск )))

  6. kapral_82 говорит:

    У меня вот тоже,хобби с профессиональной деятельностью плотно пересекается.Не скажу что наказание,но мозг кипит и времени не хватает.А вот в детстве…Сколько же игрушек и других вещиц было разобрано в хлам:)По этому поводу иногда с товарищем вспоминаем наше детство,тогда небыло компов,мобил и дыбил,гоняли пацанами по свалкам и все что находили интересное пробовали на горючесть,взрываемость и прочие свойства,из подручных средств творили всякие поделки,механические,химические,электрические:)Ну вот кто-нибудь помнит силитровые дымовые шашки или бомбы-вонючки?А рогатки,арбалеты?А два болта с гайкой,начиненные серой от спичек?Имитаторы подскакиваещего шарика для пин-понга?Тот времечко было.Дисциплину хулиганили:)Первый опыт с паяльником я получил в 12 лет в радиокружке,причем привел меня туда товарищ.Он правда через пол-года забросил его,а меня проткнула любовь к электронике.Потом был технарь,армия, универ и вот,до сих пор не расстаюсь с паяльником:)Паяльники форева!!!

    • DI HALT говорит:

      И селитру, и крабид, и болты и дюбель с серой в асфальт — пиздец асфальту.

      Адское у нас детство было. Как без глаз/пальцев не оставались. Жгли, взрывали, уничтожали все в округ. А щас смотрю на младшего брата, рафинированый какой то. Ни мост подорвать, ни поджог устроить. Тока и знает что на мобиле в игрушки играть.

  7. ice938 говорит:

    А я мелкий когда был от скуки (в военном городке в лесу не очень много развлечений) смотрел как батя мастерит всякую электронику и учился по-маленьку… В 4 года более-менее уверенно различал разные компоненты, хреново, но управлялся с паяльником, умел пользоваться мультиметром… мастерил фонарики разные, в т.ч. и светодиодные (корпуса из картона/пластика клеил), помогал бате сортировать радиодетали и подбирать необходимые номиналы для схем. В 5 лет соорудил детекторный приемник на фанерке, причем катушку сам мастерил и мотал. Третья или четвертая катушка прошла ОТК в лице бати (катушка была без сердечника, довольно плотно намотанная на бумажный каркас, склеенный из газеты на бутылке из-под молока) и детектор был смонтирован, подключен к батарее и ТВ антенне, но приемник не хотел работать ((( Пожаловался бате, он заменил наушник на другой, пропаял нормально контакты — не работает! Он собрал второй детектор, с катушкой на феррите от какого-то приемника и подстроечником от него-же — опять не работает! Долго колдовал над ним, потом взял моток провода и ушел на крышу, примотал там его к какому-то штырю и завел провод в мою комнату- оба наших приемника заработали! Радости моей не было предела, хоть батин вариант работал громче и ловил не одну, как мой, а целых три радиостанции, но ведь и мое творчество функционировало! На свой 6-ой день рождения я потребовал конструктор «Юный радиолюбитель» (2 транзистора МП-26б и КТ315, набор резисторов, кондеров, динамик, батарейный отсек, светодиод и выключатель… все закреплено в коробочке, все выводы с пружинками-зажимами, в комплекте книжка со схемами и набор проводочков разной длины, чтобы компоненты соединять) На нем даже можно было собрать передатчик и пищать морзянкой, которую принимала ламповая радиола «Рига», если мне не изменяет память… И понеслось! В 6-ом или 7-ом классе собрал ZX-Spectrum, правда с дисководом так и не скрестил его, никак не получалось. В 9-ом классе модернизировал телек, чтобы он включался при появлении сигнала с видеомагнитофона, видеовход для которого и пал-декодер тоже были добавлены мной. В 10-ом фигачил на Паскале, в 11-ом на ASMе, на 2-ом курсе работал в сервисе, ремонтировал аудиотехнику, на 3-ем видео, на 4-ом цифровые видео- и фотокамеры. На второй год, после окончания ВУЗа, работал в КБ, разрабатывал АСУ станков упаковочных, как аппаратную, так и программную часть. Интересная была работа, творческая и результат своего труда всегда можно было потрогать руками и увидеть, как оно приносит пользу ))) Вот только денег там нихрена не платили нормально, хоть и частная была контора (((

    • DI HALT говорит:

      У моего детекторного приемника была проволочная антенна поперек комнаты. На растяжках, со спусками. ВСе путем. ЕЩе заземление было за батарею. На нее ловился маяк отлично. А больше я станций в этом диапазоне и не знаю :)

      • ice938 говорит:

        В Питере м.б. и на растяжку ловится, а вот в лесу где-то между Зеленогорском и Выборгом, да еще в низине, (дома стояли рядом с озером, а к шоссе или жд приходилось в гору идти) нифига не ловилось, зато вечерами в ДМВ диапазоне (с помощью самодельного модуля для телевизора) можно было финское ТВ смотреть )))

  8. RoBinZon говорит:

    ЗЫ А цифру я тоже в детстве очень боялся….поэтому наверное поздно начал с ней заниматься, особенно где есть ПЗУ и ОЗУ, хотя и до ассемблера я не добрался….были попытки, но одно только слово пугает))) Так что Дельфи и Си =)

    • DI HALT говорит:

      Вообще странно, цифра проще для понимания, ведь там все дискретно, как математика прям.

      • RoBinZon говорит:

        Особенно, когда в школе по математике оценка не поднималась выше тройки :-D…

        Это только в институте первый курс на отлично, второй на хорошо….а дальше видно будет =))))))) Но в принципе и с программированием уже знаком, также как и с цифрой….просто боялся ее сильно в детстве.

        • DI HALT говорит:

          Ну меня тоже чуть не выперли со второго курса изза матана. Сдал его раза с пятого, хотя препод был не злобный. Да и в шкоре не шарил никогда :)

          • RoBinZon говорит:

            Прикинь, дорогой !

            Вот закончил 3-й курс института…многое конечно поменялось, но самое прикольное, что тот проф, который мне по теоверу тройку на втором курсе поставил, преподавал матан и тот же теовер на 3-м….Короче сдал ему все на отлично)) Профессор Трофимов был в небольшом шоке)) А цифру уже не так сильно боюсь, мож из-за того, что Схемотехнику ЭВМ сдавал в этом году и более уверенно могу рассуждать о минимизации, картах Карно, задержках распространения, графовых моделях, фронтах, спадах и т.п. Еще теперь стал хорошо представлять что такое кодирование в принципе, помехоустойчивое кодирование, как осуществляется проверка кодограммы, что такое проверка на избыточность, проверки на четность, вычисления контрольных сумм…Короче много всего интересного дал мне 3-й курс…А еще вынужденно пришлось выучить и начать программировать на дельфи, т.к. нужно было сдавать эту «Технологию программирования Delphi» профессору Коржову. Сдал тоже на отлично))) Так что теперь помимо всяких вижуал бейсиков, кларионов, си и прочих языков типа SQL и VBA могу программировать еще и на дельфи) И самое страшное что только могло случиться в моей жизни — я начал изучать и писать первые программы на ассемблере…Помоему дальше поможет только усыпить)

            P.S. и если будет время пиши в аську) или в скайп) Давно не общались))

  9. RoBinZon говорит:

    Здорова))

    Вот закончил 3-й курс института…многое конечно поменялось, но самое прикольное, что тот проф, который мне по теоверу тройку на втором курсе поставил, преподавал матан и тот же теовер на 3-м….Короче сдал ему все на отлично)) Профессор Трофимов был в небольшом шоке)) А цифру уже не так сильно боюсь, мож из-за того, что Схемотехнику ЭВМ сдавал в этом году и более уверенно могу рассуждать о минимизации, картах Карно, задержках распространения, графовых моделях, фронтах, спадах и т.п. Еще теперь стал хорошо представлять что такое кодирование в принципе, помехоустойчивое кодирование, как осуществляется проверка кодограммы, что такое проверка на избыточность, проверки на четность, вычисления контрольных сумм…Короче много всего интересного дал мне 3-й курс…А еще вынужденно пришлось выучить и начать программировать на дельфи, т.к. нужно было сдавать эту «Технологию программирования Delphi» профессору Коржову. Сдал тоже на отлично))) Так что теперь помимо всяких вижуал бейсиков, кларионов, си и прочих языков типа SQL и VBA могу программировать еще и на дельфи) И самое страшное что только могло случиться в моей жизни — я начал изучать и писать первые программы на ассемблере…Помоему дальше поможет только усыпить)

    P.S. и если будет время пиши в аську) или в скайп) Давно не общались))

  10. RoBinZon говорит:

    блин….нащелкал…. «Прикинь, дорогой» решил на «Здорова» поменять…а отмена не работает :-(((((((((( Удали один

  11. Nik1993 говорит:

    Слушай мою историю)
    с детства я всё пытался что-то творить создавать, всё руки чесались собрать что-то но не чего не получалось ибо руки тогда росли не из того места, игрушки я не разбирал только потому что из игрушек у меня было только телевизионная коробка конструктора ATCA и две одинаковые железные дороги ну и всякая требуха и больше принципе мне не чего не нужно было))))
    в первом классе делал фонарики и знал что если между лампочкой и батарейкой поставить фиговину с разноцветными полосками (резистор) то лампочка бдит гореть хуже а моторчик крутится медленней((((((
    потом лет в 12 помню что ходили с друзьями на свалку искать там что-нибудь ценное.
    или взрывать стеклянные вутылки
    наливали воды или саки в стеклянную бутылку и закупоривали палкой или веткой ложили в костер и тут та было веселья полные штаны)))))))
    пока мать не узнала и не вставила пиздюлей по первое число!!!!!))
    в то время уже грубо знал что такое резистор конденсатор и транзистор диоды для меня не чем не отличались от резисторов.
    смог сделать мигалку с помощью конденсатора транзистора лампочки и батарейки)))
    потом только в 16 стал активно изучать и иметь представление об электротехнике
    спаял простейшего робота на L293HE.
    сейчас мне 17 я собираюсь заканчивать 11 класс и поступать в политехнический институт на индженера робототехнолога.

  12. baliar говорит:

    Электроника заинтересовала с детства, правда, ничего не ломал. Просто купили приёмник Верас 225 (Гродно) — стал слушать вражеские голоса, а жили на селе (в Ростовской) в 90-е, телик черно-белый был сломан, так что приёмник по сути являлся единственным окном в мир. И интересно было — отсюда, можно сказать, и пошло ещё одно увлечение — иностранными языками, правда выучил более-менее сносно только английский. А ещё был в том времени дядька-электрик, у которого вечно были дома какие-то прибамбасины причём необязательно электронные — под конец 90-ых он даже разобрал свой бинокль и соорудил из него вполне сносный телескоп (в который я, правда, ни разу так и не посмотрел)) )… А вот с универом (Беларусь, Политех) поначалу не очень покатило — нет, поступить было просто… всё никак не мог понять, как при том уровне преподавания именно профильных технических наук («электронщик») и том начальном уровне студентов, который у них есть на первых 2-х курсах, эти студенты умудряются кое-как сдавать сессии и держаться на плаву. Был поначалу принципиальным по отношению к себе, но этим только навредил… Сейчас после длительного перерыва, в ходе которого понял, что получить корку в этом суматошном и безумном мире всё-таки нужно, учусь там же на заочке и стараюсь особо не выделяться — списываю на экзаменах там, где это позволяют преподы, иногда заказываю контрольные (если уж совсем заумные), молчу в тряпочку, когда преподы пачками забивают на свои пары и вообще в ходе сессии на них не появляются (как было в эту сессию)… Долгая и запутанная история, боюсь, даже нифика не интересная… Нашёл недавно твой сайт — занятная штука: некоторые моменты изложены весьма доступно, ну а в остальном привлекает практический подход — непонятно? бери и делай, поймешь по ходу процесса. Сам сейчас буду делать терморегулятор для инкубатора на АТмега8 — что-то заказал, что-то скомуниздил на работе. Думаю, должно получиться… Сессия (10-я) только поджимает — через 2 месяца 2 курсовых по преобразовательной и по МПС. Только, чувствую, всё равно не догоняю тот же МПС: не уверен что ли — первый раз такую работу делаю, + остались для себя вопросы по предыдущей контрольной по программе тестирования дешифратора (для шкалы заполнения), попытался сэмулировать работу на SingleChipMachine (для 51-го), компиляцию после исправления некоторых ошибок программа пытается пройти, но дальше не догнал чего можно на ней сделать, пробовал в ней разобраться спустя 4 меяца после написания — какая-то хренотень, кое-где пародоксальная, кое-где неоправданно запутанная (кстати, препод мне на консультации объяснил, что я не могу работать напрямую с регистрами, но, как я сейчас понимаю, с 16-го регистра прямое обращение возможно). В итоге, контрольная хоть и прошла, но получилась такая вот ботва в основной проге, даже разбираться не хочется (и тебе не советую — просто для ознакомления) — больно не бейте, если что)):

    INTR EQU B3H ; Времязадающие константы
    EXTR EQU 28H ; для подпрограммы DELAY
    ORG 0000H ; Начальный адрес программы
    ; Основная программа
    MOV P3, #1FH ; Выключить индикаторы
    MOV SP, #70H ; Определить стек
    DELAY: MOV R6, EXTR ; Загрузка
    LOOP2: MOV R7, INTR ; времязадающих констант
    LOOP1: DJNZ R7, LOOP1 ; Цикл, если (R7) 0
    DJNZ R6, LOOP2 ; Цикл, если (R6) 0
    RET ; Возврат из подпрограммы
    READY: SETB P3.5 ; Включить индикатор «ГОТОВ»
    WAIT1: JB P3.3, WAIT1 ; Ожидание нажатия кнопки «ТЕСТ»
    ACALL DELAY ; Вызов подпрограммы задержки
    WAIT2: JNB P3.3, WAIT2 ; Ожидание отжатия кнопки «ТЕСТ»
    ACALL DELAY
    CLR P3.5 ; Погасить индикатор «ГОТОВ»
    MOV A, P0 ; Ввод кода номера ИМС
    CPL A ; Получить прямой код номера N
    MOV 24H, #41H ; Номер ИМС N=65?
    CJNE A, 24H, NEXT1
    ACALL TEST65 ; Да, вызов подпрограммы тестирования
    ; TEST65
    AJMP CHECK ; Переход на метку CHECK
    ; Проверка результата тестирования
    CHECK: JB F0, NORM ; Переход, если F0=1 (НОРМА)
    SETB P3.7 ; Включить индикатор «БРАК»
    AJMP WAIT3
    NORM: SETB P3.6 ; Включить индикатор «НОРМА»
    WAIT3: JB P3.4, WAIT3 ; Ожидание нажатия кнопки «СБРОС»
    ACALL DELAY ; Вызов подпрограммы задержки
    WAIT4: JNB P3.4, WAIT4 ; Ожидание отжатия кнопки «СБРОС»
    ACALL DELAY
    ; Установка портов Р1, Р2, Р3 на ввод, гашение всех индикаторов
    MOV P1, #0FFH
    MOV P2, #0FFH
    MOV P3, #1FH
    AJMP READY ; Переход в исходное состояние
    ; DELAY — подпрограмма временной задержки на 20мс
    ; Входные параметры: константы INTR, EXTR
    ; TEST65 — подпрограмма тестирования ИМС К155ИД11 с номером N=65
    ; Выходной параметр: флаг F0 — при F0 = 1 результат тестирования
    ; положительный (НОРМА), при F0 = 0 — отрицательный (БРАК)
    TEST65: CLR P3.2 ; P3.2 < -0, подать питание на ИМС
    ACALL DELAY ; вызов подпрограммы задержки
    MOV R0, #01H ; начальное значение входного кода
    MOV 20H, #0H ; переслать 0 в ячейку ПД 20Н
    CLR P1.6 ; установка нормального
    SETB P1.7 ; режима работы
    LOOP: INC R0 ; инкремент входного кода
    MOV P1, R0 ; вывести код в порт P1 (подать на входы ИМС)
    MOV A, R0 ; переслать (R0) в аккумулятор
    CLR C ; сбросить флаг переноса С
    SUBB A, #08H ; переслать в аккумулятор (А)-8
    JZ NEXT1 ; переход к подпрограмме NEXT1, если (А)=0
    DEC A ; декремент аккумулятора
    JZ NEXT2 ; переход к подпрограмме NEXT2, если (А)=0
    MOV 24H, P1
    MOV A, 24.5H ; переслать в аккумулятор значение вывода P1.5
    JNZ EXIT ; выход, если (А)?0
    MOV A, R0 ; переслать в аккумулятор (R0)
    CLR C ; сбросить флаг переноса С
    SUBB A, #07H ; переслать в аккумулятор (А)-7
    CPL A ; инвертировать значение аккумулятора А
    MOV 21H, A ; переслать (А) в ячейку ПД 21Н
    MOV R1, #0H ; начальное значение счётчика сдвига
    MOV R2, #01H ; переслать в регистр R2 значение аккумулятора
    JZ TEST ; переход к подпрограмме TEST, если (A)=0
    SLIDE: MOV A, R2 ; переслать в аккумулятор значение регистра R2
    SETB C ; установить 1 во флаге переноса С
    RLC A ; сдвиг аккумулятора влево
    MOV R2, A ; переслать в регистр R2 значение аккумулятора
    INC R1 ; инкремент счётчика
    MOV A, R1 ; переслать в аккумулятор значение регистра R1
    CJNE A, 21H, SLIDE ; цикл SLIDE, если (A)?(21H)
    TEST: MOV A, 20H ; переслать в аккумулятор, значение (20Н)
    ADD A, R2 ; переслать в аккумулятор, значение (20Н)+(R2)
    MOV 20H, A ; переслать (А) в ячейку ПД 20Н
    MOV A, P2 ; переслать в аккумулятор код на выходе ИМС
    CJNE A, 20H, EXIT ; выход, если (А)?(20Н)
    ACALL LOOP ; цикл LOOP
    NEXT1: SETB P1.6 ; установить 1 на выходе Р1.6
    MOV 24H, P1
    MOV A, 24.5H ; переслать в аккумулятор значение выхода Р1.5
    JZ EXIT ; выход, если (A)=0
    MOV A, P2 ; переслать в аккумулятор (А) значение на выходе ИМС
    JNZ EXIT ; выход, если (A)?0
    ACALL LOOP ; цикл LOOP
    NEXT2: CLR P1.7 ; установить 1 на выходе порта Р1.7
    MOV 24H, P1
    MOV A, 24.5H ; переслать в аккумулятор значение вывода P1.5
    JNZ EXIT ; выход, если (A)?0
    MOV A, P2 ; переслать в аккумулятор (А) значение на выходе ИМС
    CJNE A, #0FFH, EXIT ; выход, если (А)?0FFH
    SETB F0 ; установить флаг F0 < -1 (НОРМА)
    SETB P3.2 ; отключить питание ИМС
    RET ; возврат из подпрограммы
    EXIT: CLR F0 ; сбросить флаг F0 < -0 (БРАК)
    SETB P3.2 ; отключить питание ИМС
    RET ; возврат
    END ; конец текста программы

    В связи с этим есть вопрос — как проще сэмулировать? В Протеусе? Ещё не начинал в нём работать, каюсь((, но постараюсь исправиться.

    Но эта контрольная как-никак прошлая головная боль — сейчас задание ещё более интересное и конкретное — построить систему управления на МК. Не совсем понятно с чего начать — не думаю, что ты как-то захочешь помочь в этом, но моё задание вкратце такое:

    Проектирование микроконтроллерной системы управления

    Период опроса 3,2с, микроконтроллер AT89C51, тактовая частота работы МК 13,6 МГц, АЦП – К1113ПВ1 (8-разрядов), аналоговые сигналы: U1, U2, U3; цифровые сигналы: Х1, Х2, Х3, Х4, Х5.
    Логическая функция f= /(Х1^Х2^Х5)/v/(/Х3/vХ4)/ (//- инверсия), функция g= 5*w1+w2-4*w3-k3; длительность импульсов: t1=76,t2=18,t3=38 мкс.
    Дисплей на семисегментных светодиодных индикаторах; метод получения семисегментного кода – программный; интерфейс RS-232C, скорость обмена 9600 бит/с.

    Суть:

    После включения электропитания или после нажатия кнопки “Сброс” на ПУ выполняется начальная установка (инициализация) системы: настройка программируемых БИС (параллельных адаптеров, контроллера прерывания, таймера и т.п.), в выходные каналы засылаются начальные значения управляющих воздействий. Затем разрешаются прерывания, и МП переводится в режим останова.
    По сигналу от таймера, работающего с частотой опроса fопр, происхо-дит выход из режима останова и переход к подпрограмме обработки пре-рывания ISR, блок-схема алгоритма которой приведена на рис. 2.3.
    Блок 1 выполняет задачу приема и обработки двоичной информации: принимает сигналы от двоичных датчиков Х1, Х2, Х3 и Х4, вычисляет значения логической (булевой) функции f(Х1, Х2, Х3, Х4) в соответствии с выражением, определенном в задании на курсовой проект, и выдает это значение в качестве управляющего сигнала Y1 по соответствующему вы-ходному каналу на исполнительное устройство. При единичном значении логической функции f(Х1, Х2, Х3, Х4) МК вырабатывает выходной сигнал ТТЛ — уровня Y1=1 длительностью t1 (рис. 2.4). БСА обработки цифровых сигналов приведена на рис. 2.5.
    Блок 2 на рис. 2.3 обеспечивает прием сигналов V1, V2, V3 и V4 от аналоговых датчиков (однополярное напряжение от 0 до +10 В), которые преобразуются в цифровую форму с помощью АЦП. В МПС имеется толь-ко один АЦП, и сигналы с датчиков V1, V2, V3, V4 подключаются к нему последовательно во времени с помощью аналогового коммутатора (муль-типлексора). С выхода АЦП n-разрядные коды W1, W2, W3 и W4, пред-ставляющие собой целые беззнаковые двоичные числа, поступают на об-работку.
    Обработка кодов W1 и W2 начинается с вычисления функции g(W1,W2,К1,К2), где коэффициенты К1 и К2 – 16-разрядные целые беззна-ковые двоичные числа, хранящиеся в ПЗУ. Вид функции g( ) определяется из задания на курсовой проект. Полученное значение функции g( ) сравни-вается с константой Q, хранящейся в ПЗУ. В зависимости от результата сравнения МК вырабатывает двоичные управляющие сигналы ТТЛ-уровня Y2 или Y3 длительностью t2 или t3. БСА обработки сигналов W1 и W2 приведена на рис. 2.6.
    Цифровой код W3, образованный аналоговым сигналом V3, используется для вычисления функции e(W4,K3,K4,K5,K6), где K3…K6 – коэффициен-ты, хранящиеся в ПЗУ. Конкретный вид функции e( ) определяется задани-ем на курсовой проект. При вычислении функции предполагается, что все входящие значения представляют собой дробные 16-разрядные беззнаковые двоичные числа с фиксированной запятой.

    Функции e( ) подается на ЦАП, на выходе которого формируется аналоговый сигнал Y4, поступающий на исполнительные устройства.
    Цифровой код W4, образованный аналоговым сигналом V4, исполь-зуется для формирования управляющего сигнала Y5, представляющего со-бой последовательность импульсов с частотной или широтной модуляцией (вариант определяется заданием на курсовой проект).
    При частотно-импульсной модуляции (ЧИМ) длительность импульса tи постоянна, а меняется период следования импульсов Т, т.е. их частота f в пределах от fмин до fмакс прямо пропорционально величине цифрового кода W4, поступающего с АЦП (рис. 2.7). Значения tи, fмин и fмакс опреде-ляются в задании на курсовой проект.
    При широтно-импульсной модуляции (ШИМ) постоянным является период Т следования импульсов, т.е. частота f, а изменяется длительность tи в диапазоне от tи.мин до tи.макс прямо пропорционально величине циф-рового кода W4, поступающего с АЦП (рис. 2.8). Значения Т (или частоты f), tи.мин, tи.макс определяются в задании на курсовой проект.
    Блок 3 на рис. 2.3 обеспечивает циклический режим работы или останов МПС в соответствии с командой, поступающей от оператора с пульта управления.
    В системе имеется также двоичный датчик аварийной ситуации, единичный сигнал с которого Х0 должен вызвать аварийный останов системы в любой момент выполнения рабочего цикла программы.

    Знаю, гружу. Так что просто забей да и всё, правда, если есть наработки со студенческих лет, было бы кстати) …А вообще я, наверное, таким образом и сам пытаюсь разобраться — извини, если нафлудил.

    • DI HALT говорит:

      Для работы с С51 рекомендую Keil uVision 3

      или Multisim. Proteus тоже ничего, но поглючней и интерфейс у него убог донельзя.

      • baliar говорит:

        Di Halt, спасибо. В Мультисиме действительно видел что-то подобное, но полагал что оно будет недостаточно функциональным. Keil uVision 3 что-то новое — посмотрим… Постараюсь влиться в ряды полезных читателей блога, например, описать сборку терморегулятора и какие-то свои мысли по этому поводу… Суровым челябинским мужикам привет)).

  13. baliar говорит:

    Из того что есть в мультисиме AT89C51 можно заменить на 8051? Библиотеку именно под AT89C51 что-то напряжно найти.

  14. baliar говорит:

    В даташитах на разные типы мк вроде бы не уточняется какая используется система команд. Можно ли на 89с51 использовать систему команд для кр580, команды типа MVI, LXI, INX и т.д.? …Извиняюсь, если вопрос поставлен некорректно.

    • DI HALT говорит:

      Нет не может. Это совсем разные ядра. А для С51 существует единый User Manual на семейство 8051 процессоров. Вот там все описание таймеров, регистров, команд и все такое.

  15. proffesor говорит:

    А я вот сколько себя помню, столько и с паяльником дружу. С самого детства подпаивал проводочки то в колонке оторвались, то еще где-то. В классе так первом, начал все разберать. Начиная от старых радиоприемников и заканчивая мобильным телефоно(но это уже было в классе так 5-6, мне тогда подарили Siemens C25, а сотовая связь была дорогая, поэтому я его пару раз перекрасил и разобрал, на детали). Так же любил схемы рисовать, так наугад. Мелоч различал хорошо, да и не только мелоч. Летом жил с дедом, он на заводе работает (до сих пор, работает больше 50 лет), так он мне и объяснял принципы схемотехники. Конечно большой вклад сделала книга «Основы радиоэликтроники», Шишкин автор, по-моему. В классе так 9-10, уже начал вникать глубже. Но тогда я еще игрался с пассивными компонентами. Только в десятом классе, я перешел на микроконтроллеры. Тут в ход пошла книга «Самоучитель работы с микроконтроллерами AVR» автор Белов. Ну и конечно много всего интерестного я почерпнул с сайта easyelectronics и его форума. За что автору особое благодарность. К сожалению, мне практики не хватает, а то все теория, теория…

  16. MoHoXPOM говорит:

    А мое увлечение радиоэлектроникой началось с изолирования проводов в 5 лет..Помню как вчера, батя говорит: -Иди-ка изолируй провода вооон в той лампе. Ну что, мне 5 лет, изолента есть, знаний ноль..Пошел и скрутил их вместе. И в розетку сунул. Это было самое яркое воспоминание моего детства. В прямом и переносном смысле этого слова) После этого я решил, что хочу заниматься радиоэлектроникой! 7 лет занимался в радиокружке, собирали автоматику на фототранзисторах, сделанных из обычных транзисторов аккуратным спиливанием шляпки) Детекторные приемники, FM радиожучок..Веселые времена были! А сейчас я начал заниматься микроконтроллерами, очень увлекательная штука! Правда, пока все на стадии разработки, делаю программатор, пытаюсь прошивки писать..Очень помогают твои статьи, Di Halt) Спасибо)

Добавить комментарий